Старец Паисий Величковский

Для чего нам надо читать учение святых отцов? Для того, чтобы поучаясь у них, могли познать свои страсти и немощи, и с кем имеем борьбу, как употребить орудие, и как вести брань с врагами нашими

Лицом к добру

  • Автор обзора: Анна Шепелёва/Православное книжное обозрение

В Рождественские дни мы живем ощущением чуда. Святки – особенное время, расставаться с которым не хочется даже взрослым. А для детей эти зимние дни и вовсе становятся незабываемыми и по-настоящему сказочными


Чтобы маленькие читатели могли не расставаться с любимыми праздниками и в любой момент почувствовать их неповторимую атмосферу, и не только для этого, в издательстве «Воскресение» выпустили авторский сборник Ирины Рогалевой под названием «Рождественская тайна. Святочные рассказы для детей».

Ирина Рогалева много пишет и для взрослой аудитории. Но все же детская проза, и в особенности сказка, стала ее главным призванием. А творческое кредо писательницы — «писать, чтобы дети наши стали лучше, стали чище», созвучно словам Святейшего Патриарха Кирилла, сказанным в одной из проповедей: «Когда ребенок соприкасается с Богом, тогда в душе его появляется радость, чистота и сила».

Приблизить к Богу через сказку — эту непростую задачу вслед за такими мэтрами фэнтези, как Клайв Люис и Джон Толкин, ставит перед собой Ирина Рогалева. И на протяжении многих лет весьма успешно с ней справляется. На счету писательницы несколько десятков книг и профессиональное признание: Рогалева — победитель всероссийского православного литературного конкурса имени святого благоверного князя Александра Невского в номинации «Книга для детей». Писательница уверена, что сказка должна учить ребенка сопереживать, думать, работать сердцем. «Сказка до конца дней оставляет на душе человека свою печать. Кто какие сказки читает, то из него и вырастает», — утверждает она. А это значит, что на плечах современной сказочницы, как Рогалева предпочитает себя именовать, лежит огромная ответственность. Сборник «Рождественская тайна» убеждает в том, что писательница эту ответственность осознает и принимает.

Ее детские святочные рассказы — это настоящие, в хорошем смысле слова волшебные сказки, по духу явно наследующие творчеству Андерсена и братьев Гримм. Открывает сборник рассказ, который называется «Подарок бабушке». В нем автору удалось наполнить чудесными событиями вполне обыденные реалии. Героиня рассказа, третьеклассница Леночка живет вдвоем со старенькой, больной бабушкой — «бедно, на бабушкину пенсию. Все деньги тратят на еду, лекарства для сердца и плату за квартиру». Бабушка учила внучку молиться и часто рассказывала ей о святом Спиридоне Тримифунтском, помогающем во всех житейских нуждах. И однажды такая нужда у Леночки настала: к Рождеству в подарок бабушке она задумала купить красивый пуховый платок, который висел в витрине магазина. Но денег на подарок у девочки, конечно, не было. Помолившись святому Спирдону, Леночка отправилась к «дворцу, где люди женятся» — подбирать мелочь, которую гости бросали под ноги новобрачным: «Каждый раз, нагибаясь, она говорила про себя: “Спасибо, Господи”». Только вот собранных монеток не хватило. Но в тот самый миг, когда, казалось, всякая надежда рухнула, произошло настоящее чудо: «Неожиданно рядом с Леночкой появился старик в длинном парчовом платье. На голове у него переливалась драгоценными камнями похожая на корону шапка». Но не Дед Мороз, а сам святитель Спиридон Тримифунтский приходит на помощь Леночке в финале этой чудесной рождественской истории. С помощью простого, но небанального сюжета, современным и вместе с тем изящным литературным языком писательница выдвинула на первый план важные нравственные и духовные понятия, такие как любовь, жертвенность, молитва, сделав их осмысление доступным для юного читателя.

Ирина Рогалева, часто выступающая с чтением своих произведений в школах и детских садах, не раз в своих интервью делилась наблюдениями: учителя и воспитатели порой встречают ее с настороженностью, опасаясь услышать из уст православной писательницы жесткую прямую проповедь. Но, оказывается, затронуть в детских сердцах самые глубокие духовные струнки вполне возможно с помощью самого простого, каждому понятного и близкого сюжета. Например, такого, как у трогательного рассказа «Баба Катя и Батон».

Рассказ этот, вроде бы от начала и до конца вполне реалистичный, по духу тоже можно смело назвать рождественской сказкой. Главный герой — пес, спаниель со смешной кличкой Батон, которую он получил за большую любовь к хлебобулочным изделиям. Батона взяла из приюта старушка — баба Катя. Пес беззаветно полюбил ее и даже научился помогать подслеповатой хозяйке — приносил тапочки, телефон, водил в магазин. Но однажды, под самое Рождество, бабу Катю увезла «скорая». А верный Батон, бежавший за машиной, пока хватило сил, заблудился. Явственно отсылающая к пронзительной повести Г. Троепольского «Белый Бим Черное Ухо», эта история все же со счастливым — и неожиданным! — финалом, в котором Батон обретает и хозяйку, и нового друга, а баба Катя — любимого пса и добрую помощницу. Добро, сделанное ближнему, обязательно возвращается, — дышит радостной уверенностью рассказ и передает ее маленькому читателю.

В рассказе «Доживем до Рождества» писательница призывает не терять надежду и веру, даже когда кажется, что ничего нельзя изменить. Как герои сказки — Никита Денисов и его семья. В рождественские дни к ним вернулся отец, который считался погибшим во время военного конфликта в Осетии. Это самый крупный по объему и многоплановый рассказ в сборнике «Рождественская тайна», органично и доходчиво дающий детям понятие о том, что такое бескорыстие, жертвенность, любовь к ближнему, милосердие, вера.

Ирина Рогалева умеет говорить о серьезном просто. На фоне современного кризиса детской литературы, ее резкого ухода от воспитательной функции в сторону чистой развлекательности, такие книги как сборник «Рождественская тайна» — глубокие по содержанию и при этом необыкновенно легко читающиеся, — становятся незаменимыми помощниками для родителей, желающих развить в своих детях самые важные человеческие качества.

А еще книга — веское доказательство того, что святочный рассказ как литературный жанр, зародившийся еще в середине XIX века, смог адаптироваться и в веке ХХI, не утратив своих главных черт. Недаром один из законодателей жанра, Николай Лесков, в свое время утверждал, что святочный рассказ способен видоизменяться, отражая время, и нравы. Именно это мы и наблюдаем в текстах сборника «Рождественская тайна», каждый из которых — необыкновенная история нового рождения человеческой души через милосердие, доброту, сострадание к ближнему.

Преподобный Паисий Святогорец советовал: «Когда ваши дети еще маленькие, вы должны помочь им понять, что такое добро». Повернуть детей лицом к добру — может быть, неприметному, неяркому, но такому нужному, — добрая сказочница Ирина Рогалева считает своей главной задачей
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ТАЙНА
Рогалева И. С.
М.: Воскресение, 2018. — 96 с.
ИС Р17-713-0528
ISBN 978-5-9500223-7-1
Издательский совет Русской Православной Церкви

Теги: