Мариино стояние

  • Автор обзора: Наталья Козынцева
  • Книга: Утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы («Стояние Марии Египетской»)

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2023. — 320 с.


Великий пост — необыкновенный период в жизни христиан, время покаяния и обновления, духовная весна. Ощутить особый дух этих дней и прожить их глубоко и осмысленно можно, только участвуя в великопостных богослужениях. Отдельное место среди них занимает утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, совершаемая в четверг пятой седмицы Великого поста (служится обычно в среду вечером). В народе эту службу часто называют «Стояние преподобной Марии Египетской» или «Мариино стояние». Чтобы помочь верующим людям внимательно следить за ходом длительного сложного богослужения и вдумываться в слова его молитв, издательство Сретенского монастыря выпустило книгу «Утреня с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг 5-й седмицы Святой Четыредесятницы». Ее мы и предлагаем сегодня вашему вниманию.


1. Как отмечают издатели, служба Великого канона - одно из ключевых богослужебных событий Великого поста. Главным ее содержанием, как следует из названия, является чтение Великого покаянного канона, написанного преподобным Андреем Критским (Иерусалимским), архиепископом, византийским ритором и гимнографом, на исходе его жизни. За тем же богослужением прочитывается и пространное житие преподобной Марии Египетской, повествующее о ее великом падении и последовавшем за ним подвиге глубокого, восставляющего покаяния. Образец подлинного покаяния предначертан в Великом каноне преподобного Андрея, а пример его явлен в житии преподобной Марии.

2. Великий канон представляет собой одно из самых ярких творений византийской гимнографии, молитвенный плач исключительной покаянной глубины и поэтической красоты. Несмотря на то, что тропари его написаны ритмической прозой, «по тону своему они, как говорит архиепископ Филарет (Гумилевский), - самое высокое произведение поэзии: так много в них чувства живого, глубокого, святого, так много образов, и образов не мечтанием созерцаемых, а мыслью верною!». И неудивительно, что это великое покаянное творение, несмотря на свой объём, в течение Великого поста прочитывается за богослужениями дважды: на 1-й и 5-й седмицах.

3. Говоря о появлении покаянного канона, издатели отмечают, что создан он был в начале VIII века в несколько иной форме и назывался «великой стихирой Святоградца», «стихирой святоградской» или «стихирой Андрея Иерусалимлянина». Уже после кончины Критского пастыря канон был дополнен тропарями, обращенными к преподобной Марии Египетской и к самому автору канона - преподобному Андрею. В нынешнем своем виде Великий канон заключает в себе 272 тропаря с ирмосами, но, как пишет архиепископ Филарет (Гумилевский), «велик он не по числу только стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений. В нем духовное око зрит события обоих заветов в духовном свете».

4. «С чего начну оплакивать злосчастной моей жизни деяния? Какое положу начало, Христе, моему сетованию? Но Ты, милосердный, подай мне прегрешений оставление», – такими словами начинает преподобный Андрей Критский свой сокрушенный плач и обращается при этом к первому греху человека, лишившему все человечество Богосозданных украшений. «Грех лишил меня боготканной одежды и как листвиями смоковницы облек меня деянием стыда, в обличение страстных моих стремлений». По словам епископа Балашихинского Николая, «преподобный Андрей убедительно изображает опустошения, какие производили страсти в жизни некоторых даже великих мужей, и призывает грешную душу искать вместе с Авраамом отечества Небесного.

5. В Исааке показывает жертву послушания, а в Исмаиле – пример дерзости, порождаемой ласкаемой плотью; гибельные действия похоти велит зреть в действии огня содомского. По порядку времен беседуют с кающейся душой цари и пророки Израиля». Во время чтения покаянного канона перед мысленным взором христианина предстают ветхозаветные грешники: бесстыдный сын Ноя Хам, презрительный Измаил, женонеистовый Исав, мятежники Дафан и Авирон, сыны слабовольного первосвященника Илия Офни и Финеес, волхвы Фараона Ианний и Иамврий, блудные потомки Ефрема, ленивый и любострастный судия Самсон, гордый царь Саул и левит Оза, дерзновенно ходивший пред Богом.

6. С другой стороны мы видим и светлые лики ветхозаветных праведников, которые прославились своими добродетелями: благочестием, молитвенностью, послушанием Богу, совершенным покаянием и мужественным самоотвержением. Это - Моисей, Гедеон, Варак, Иеффай, Иисус Навин; пророки – Самуил, Илия, Елисей, Даниил с тремя сотоварищами в Вавилоне, пророчица Анна, мать Самуила, Девора, Иоиль и др. Они учат возвышаться над временем, подчиняться закону Божию, мысленно стремиться к небесному отечеству и решительно поборать плотские помыслы, страсти и соблазны. «Привожу тебе, душа, к твоему умилению, – замечает святой Андрей Критский, – указания из Нового Писания. Праведным поревнуй, грешных отвращайся, и умилостиви Христа молитвами, прощениями, чистотою и говением».

7. Обращаясь к своей душе, автор канона как бы беседует с ней в сердечном сокрушении, призывает пробудиться от греховного сна, опомниться и восстать. С покаянным воплем святой песнотворец взывает ко Господу о помиловании и прощении прегрешений. Перед взором молящихся разворачивается панорама Священной истории, начиная от сотворения первого человека. Древние события сменяются одно другим, чередуются библейские образы праведников и грешников. Вся история человечества предстает как история греха и раскаяния, покаяния и прощения. Живое, наглядное назидание, исходящее из глубины веков, подвигает кающегося грешника к собственному очищению и благодатному возрождению.

8. По словам издателей, если вдумчиво читать канон, можно увидеть в нем аскетический труд, излагающий науку о духовной жизни, прокладывающий путь к спасению, возводящий читателя по лествице духовной. Однако часто прихожане не имеют возможности полноценно воспринять на слух все читаемые и поемые за богослужением молитвенные тексты. И причиной этого является не только глубина богословской мысли, сложность синтаксиса переводных текстов, их насыщенность библейскими образами и аллюзиями к историческим событиям. Нередко расслышать богослужение не позволяют несовершенная акустика храма, тихое, невнятное чтение и неслаженное пение. Помочь верующему человеку вникать в смысл молитвенных текстов и полноценно воспринимать богослужение и призвано это издание.

***

В настоящем издании приводится полное последование богослужения утрени Великого канона на церковнославянском языке, напечатанное гражданским шрифтом с ударениями. Все богослужебные тексты и житие преподобной Марии напечатаны по порядку, что дает возможность следить за ходом богослужения и полноценно вникать в смысл всех чтений и песнопений. В Приложении публикуются Троичны, светильны и седальны восьми гласов, синаксарь в русском переводе и две редакции жития преподобной Марии Египетской. Вместе с этой книгой миряне смогут глубоко проникнуться этой великопостной службой. Книгу такого формата удобно брать с собой в храм, также издание можно использовать для домашней молитвы в случае невозможности присутствовать на богослужении.

Телеканал "Союз"/У книжной полки