«Мати рождшая Бога»

  • Автор обзора: Телеканал Союз

IMG_3304.jpg

«Невесто неневестная, Звездо, являющая Солнце, Лествица небесная, Сеятеля чистоты рождшая, Чаша, черплющая радость, Стено нерушимая, Милосердная заступница, Дверь спасения...» Сколько эпитетов и славословий посвящено Той, к Которой вся Церковь обращается с молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси нас»! В лице святой Богородительницы во всей полноте явлен замысел Творца о степени совершенства, которого может удостоиться человек. Никто не достигал такого предела обожения, когда выше свидетелей славы Божией - Херувимов и Серафимов - ставится, рожденная на земле от земных родителей Мати, рождшая Бога. «Мати рождшая Бога» - так называется книга, рассказывающая о чудотворных иконах Божией Матери. Она вышла в свет в Петербургском издательство "Свет" О ней вышел новый выпуск передачи "У книжной полки" на телеканале "Союз".


Иллюстрированное издание, составленное преподавателем иконографии Сергеем Владимировичем Алексеевым, содержит описание наиболее почитаемых чудотворных икон Пресвятой Богородицы. В книге говорится об истории становления иконографии Богоматери и символике Ее икон. Также дана краткая характеристика основных видов богородичной иконографии. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся православной иконографией. Как отмечает автор-составитель, древнейшие из дошедшие до нас изображений Пресвятой Богородицы были открыты археологами XIX-XX столетий в раннехристианских росписях римских катакомб. Эти открытия опровергли бытовавшее в научной среде того времени мнение, что в древней Церкви не было изображений Богоматери, а иконы Ее стали появляться только после принятия на III Вселенском соборе догмата о Пресвятой Богородице.

Одним из самых значительных изображений раннехристианского периода является фреска в катакомбах святой Прискилы в Риме, датируемая второй половиной второго столетия. На фреске изображены: Жена, кормящая грудью младенца, и мужчина со свитком в левой руке. Ряд важнейших деталей изображения, таких, как звезда, сияющая над фигурами, и на которую правой рукой указывает мужчина, а также покрывало на голове женщины, являющееся прямым указанием на ее замужнее положение и напоминающее мафорий, который носили женщины Востока и Византии, свидетельствуют о том, что на фреске изображены именно Приснодева с Богомладенцем и пророк, возвещающий о приходе Мессии. Также среди фресок римских катакомб следует выделить наиболее часто повторяющиеся сюжеты, а именно: «Поклонение волхвов» и изображение молящихся женщин.

И, по словам автора-составителя, если в сценах «Поклонение волхвов», а их сохранилось более десятка, явно присутствует указание на Богоматерь с младенцем Христом, то в молящихся женских фигурах не всегда можно узнать изображение Богоматери. Зачастую это просто портреты погребенных женщин-христианок. Но ряд изображений имеет подписи типа: Maria, Mara, что ясно дает понять, что данная фреска представляет собой именно Богородицу. Важно отметить, - говорит Сергей Алексеев, что на фресках римских катакомб представлен не конкретный, индивидуальный тип изображения Пресвятой Девы, а собирательный, условный Ее образ, который, тем не менее имеет определенную символику. Однако к началу пятого века заканчивается первый период становления художественно-символического языка Священных изображений, который можно условно назвать древнехристианским. Связано это с вполне определенными историческими условиями: разделением Римской империи на Восточную и Западную, которое завершилось к 364 году.

Возникновение сильного христианского государства Византия привело к тому, что на Восток переместился центр духовной, культурной, экономической и политической жизни. И если первый период христианской иконографии носил сугубо римский характер, то следующий, по определению академика Никодима Павловича Кондакова, «был отмечен возрождением греческого искусства и назван греко-восточным периодом». Период этот продолжался с V по VI-е столетие и не без основания назван золотым веком Византии. После постановлений Халкидонского и Эфесского Вселенских соборов, по всему христианскому миру широко распространяется почитание Божией Матери. В 458 году из Иерусалима в Византию, во Влахернский храм переносится одна из драгоценнейших реликвий - мафорий - головной плат Пресвятой Богородительницы. Создаются высочайшие образцы гимнографии, посвященные прославлению Богоматери и взывающие к Ее заступничеству пред Господом.

Как отмечает автор, получила новое направление и иконография Божией Матери. Помимо стенописи стала широко распространяться молельная икона. Правильнее сказать возникла насущная потребность именно в молельных иконах, на первом месте среди которых был образ Пресвятой Богородицы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что к данному периоду времени уже вполне сложились основные иконографические типы изображений Божией Матери, хотя стилистически эти священные изображения еще не обрели те характерные особенности, которые знакомы нам по каноническим иконам Пресвятой Богородицы. Согласно Преданию и некоторым историческим документам, первые живописные изображения Богоматери выполнены святым апостолом и евангелистом Лукой. Существует мнение, что до настоящего времени дошли несколько десятков его икон.

Но, - считает составитель, - было бы весьма предосудительно считать их вышедшими из-под кисти святого провозвестника Слова Божия. Достаточно беглого взгляда, чтобы определить, что эти священные изображения принадлежат разным эпохам, различны по технике выполнения и, соответственно, созданы разными авторами. Леонид Александрович Успенский, автор книги «Богословие иконы православной церкви» пишет: «...иконы приписываются Евангелисту не в том смысле, что они написаны его рукой; ни одна из написанных им самим икон до нас не дошла. Авторство святого Евангелиста Луки здесь нужно понимать в том смысле, что иконы эти являются списками (вернее, списками со списков) с икон, писанных когда-то Евангелистом. Апостольское Предание следует понимать здесь так же, как в отношении апостольских правил или апостольской литургии. Они восходят к апостолам не потому, что сами апостолы их написали, а потому, что носят апостольский характер и облечены апостольским авторитетом. Так же обстоит дело и в отношении икон Богоматери, написанных Евангелистом Лукой».

Если обратиться к Православной гимнографии, то можно увидеть, что многие богослужебные тексты свидетельствуют о написании первых икон Богоматери и Богомладенца Христа апостолом Лукой. В день празднования иконы Божией Матери Владимирской, в первой песне канона говорится: «Написав Твой всечестный образ, божественный Лука, богодухновенный списатель Христова Евангелия, изобразил Творца всех на руках Твоих». Самый ранний исторический документ, повествующий об этом событии, восходит к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца (Анагноста). Он сообщает, что вдовая императрица Евдокия, будучи в Палестине, переслала в Константинополь своей сестре Пульхерии, жене императора Маркиана, величайшую реликвию - образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой. Затем, спустя два века, упоминание об иконе встречается у святого Андрея Критского, а также у константинопольского архиепископа Германа, который призывая императора-иконоборца Льва Исавра отказаться от преследования почитателей святых икон, ссылался на статую Спасителя, воздвигнутую женщиной, исцеленной Христом от кровотечения, на Нерукотворный Образ, и на икону Пресвятой Девы, написанную апостолом Лукой.

В середине IX века, в «Послании к императору Феофилу о святых иконах», приписываемому трем восточным патриархам, говорится об иконе, вышедшей из-под кисти апостола Луки. В начале X столетия, святой Симеон Метафраст, составитель ста тридцати двух жизнеописаний святых, историк, который особое внимание уделял достоверным фактам, писал: «Всего отраднее то, что евангелист Лука человеческий вид Христа моего и образ Той, которая родила Его и дала Ему человеческое естество, первый, изобразив воском и красками, передал, чтобы чтили их даже до сего времени...». Следовательно, - отмечает автор-составитель, - можно сделать вывод, что согласно Священному Преданию и историческим свидетельствам, святой евангелист Лука собственноручно написал одну или несколько икон Божией Матери. Эти иконы были известны лишь небольшому кругу христиан. По прошествии значительного временного периода, оригиналы были утрачены, но сохранились многочисленные видоизмененные повторения.

***

«Пресвятая Богородица - чистейший и совершеннейший Сосуд для вмещения невместимого Бога. Человеческое существо, зачатое и рожденное в мире смерти и греха, смогло стать выше, никогда не познавших падения и духовной гибели ангелов, благодаря не только Божественному предопределению, но и долгому терпеливому труду по воспитанию собственной души. Весь смысл Боговоплощения-преображение, спасение и обожение души человеческой отразился в Пресвятой Богородице, которая стала для всех рожденных во Христе новой Евой и показала «что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9)».


Передача "У книжной полки" на телеканале "Союз"

Теги: