Матушки: жены священников о жизни и о себе
- Автор обзора: Телеканал Союз
Ксения Лученко. Матушки: Жены священников о жизни и о себе
Любовь и семья - это вечные ценности, начало которых - в Едемском саду, где любящий Бог сказал созданному Им Адаму: «...не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». С тех самых пор семья имеет непреходящее значение в жизни человека, она является его опорой, его отдушиной, местом, где любят и ждут. Кроме того, семья, как говорил протоиерей Глеб Каледа, – это школа «любви, жизненного опыта, духовного возрастания и познания слова Божия». «Семья священника, отмечал батюшка, более, чем любая другая, обязана быть домашней церковью», а «важнейшую роль в создании и поддержании в доме православного порядка и быта играют жены священников, которых в народе уважительно называют матушками». И сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, в которой о жизни и о себе рассказывают именно жены священников. Книга, вышедшая в свет в издательстве Никея, так и называется – «Матушки». ***
В этой книге, по словам автора, «собраны рассказы девяти женщин о своей жизни. Все эти женщины очень разные: москвички и петербурженки, работающие и домохозяйки, разного возраста и воспитания, у кого-то из них много детей, у кого-то нет, кто-то вырос в православной семье, а кто-то пришел к вере в зрелом возрасте. Объединяет их одно: это жёны священников; их называют «матушками», по аналогии с тем, как священников при обращении к ним называют «батюшками». Основа книги – прямая речь. Каждая героиня рассказывает о своей семье, своем жизненном пути, о доме и близких, о детстве и обстоятельствах сегодняшней жизни».
Автор признается, что «с матушками было трудно договориться об интервью. Как правило, семейная жизнь духовенства тщательно скрывается от постороннего взгляда. Матушки внимательно следят за впечатлением, которое они производят, ведь по ним судят и об их муже, и о приходе, на котором муж служит. Их жизненный опыт – во многом опыт ежедневных жертв и компромиссов, с одной стороны, и постоянного творческого переосмысления семейных традиций – с другой. Кто-то готов часами делиться этим опытом, другие – лишь пунктиром намечают главное. Поэтому тексты, вошедшие в этот сборник, очень неоднородны: каждый отражает характер и личную философию героини».
И вместе с тем эта книга, как утверждает Ксения Лученко, это «не сборник советов по практическому устроению православной семьи. Напротив, чем старше и опытнее матушка, тем меньше она склонна давать советы. Чтение этих историй помогает разрушить стереотипы. Нет идеальных православных семей. Есть очень разные реальные семьи, каждая – отдельный живой организм. Впрочем, книга и не о семье как таковой. Она о судьбах, о преемстве поколений – в семье и в Церкви. Поэтому многие героини стремятся как можно больше рассказать о том, откуда они родом: о предках, о детстве, родительских семьях. Так, в рассказе Анастасии Сорокиной читателю приоткрывается мир Печор и Псково-Печерского монастыря в 1970-х годах». Матушка выросла в Печорах, пела в монастырском хоре. Ее детской компанией – были «монастырские дети», т.е. те, у которых центром жизни был монастырь. Близко знала архимандрита Алипия Воронова и архимандрита Иоанна Крестьянкина. А когда закончила среднюю школу, не раздумывая поступила в Ленинградскую семинарию, где как раз в это время открылся регентский класс. Об этом и многом другом вспоминает матушка на страницах книги.
А в рассказе матушки Наталии Бреевой предстает церковная Москва 1950-х годов, но из описания трагических страниц семейной истории читатель узнает и о коллективизации, и о блокаде Ленинграда. Но, как отмечает матушка, «истоком жизни каждого человека является детство. В детстве происходит зарождение того духа, который остается в человеке на всю жизнь и укрепляется по мере взросления». Я, - говорит Наталья Бреева, очень хорошо помню образ жизни нашей семьи, тихую организованность быта в доме, мирные взаимоотношения не только между членами семьи, но и с соседями. На первом месте у нас всегда было самое главное – жить по законам Божьим, ничего не предпринимать без молитв, почитать и соблюдать с истинной радостью воскресные дни и все православные праздники. Моя детская душа чувствовала правильность такой жизни, ее строгость и теплоту». И это очень помогает во взрослой жизни матушке Наталие.
Еще две героини книги - Ольга Юревич и Лилия Лобашинская, обе москвички, рассказывают, как поехали за своими мужьями: одна – в Сибирь, другая – в маленький городок в Калужской области. Матушка Ольга начинает свой рассказ так: «Я москвичка. У мамы с папой одна. Они у меня инженеры и старались дать единственной дочке все самое лучшее, что только могли. Я всю жизнь мечтала о братьях и сестрах, но так и осталась единственной, потому родительскую заботу делить мне было не с кем. Так и вышло: закончила московскую немецкую спецшколу, художественную школу, на пианино меня научили играть. Потом поступила в Архитектурный институт. Жизнь была насыщенная и вполне светская. С батюшкой я познакомилась еще до института на подготовительных курсах. На последнем курсе, за 10 дней до защиты диплома, родила Катюшечку, и когда ей было полтора года, мы с батюшкой поняли, что больше в Москве не выдержим. И в начале 1980-х годов решили уехать куда глаза глядят». И уехали в город Лесосибирск, где нужны архитекторы. Так и оказались в Сибири.
А вот что вспоминает матушка Лилия Лобашинская: «Когда батюшку рукополагали, я стояла в церкви с розами, это было 19 декабря 1995 года на Николу зимнего, а дьяконом рукоположили на 14 октября на Покров. И вот ко мне подошла женщина и спросила: это вас рукополагают? Я ответила, да, нас. Именно такое чувство было – нас обоих… Это было то самое неотвратимое событие, которого я боялась. У меня к тому моменту уже сложилось какое-то общее представление о том, что такое быть священником и что такое быть матушкой – мы были в Церкви не первый год. Однажды во время службы в Зачатьевском монастыре я поняла, что этот жизненный поворот вполне возможен, и просто разрыдалась. Я помню гульбище надвратного храма, по которому ходила и рыдала. Потому что огромная ответственность и полная перемена жизни не могут не потрясать…» Эта перемена произошла. А затем, как говорит матушка Лилия, рукоположение повлекло за собой переезд из Москвы в Калужскую область.
Следующая героиня книги - Светлана Соколова - делится воспоминаниями о том, как, будучи студенткой Московской консерватории, из далеких от Церкви кругов, входила в семью Соколовых, священнический род которых, не прерываясь, существовал триста лет, как приняли ее, некрещеную девочку, в семье будущего мужа, продолжательницей традиций которой ей суждено было стать. Олеся Николаева рассказывает о людях, которых встречала она и ее муж, протоиерей Владимир Вигилянский, на своем пути в Церковь. А вот Ольга Ганаба говорит о подмосковной приходской жизни того же периода, но ведет свой рассказ с гораздо более раннего времени – с 1920-1930-х годов, когда ее отец, архиепископ Мелхиседек (Лебедев), начинал свое церковное служение. Кстати сказать, именно сегодня владыке Мелхиседеку исполнился бы 91 год.
Во всех простых рассказах обычных женщин, ставших свидетельницами времени, оживает история России и Церкви в XX веке. А вместе с тем, отдельной темой, которой так или иначе касаются все героини, – стало детство. Порой от кратких – всего несколько строчек, а порой подробных, детальных рассказов о своем детстве они перекидывают мостик к собственным детям. Слово «воспитание» слишком холодное, официальное, чтобы описать отношение к детям в семьях, о которых идет речь. Почти все героини книги рано или поздно столкнулись с выбором между своей работой (чаще всего – любимой) и детьми. Так, к примеру, Марина Митрофанова, не смогла оставить сына в детском саду, а Ольга Ганаба, увидел, что без маминой поддержки очень трудно дочке-подростку. Физик-ядерщик Лариса Первозванская и архитектор Ольга Юревич отказались от карьеры, потому что семьи стали многодетными. Обо всем этом читайте на страницах книги «Матушки».
Конечно, - отмечает автор, - девять небольших рассказов не могут охватить всего многообразия семейной и церковной жизни. Но они дают возможность читателю задуматься о том, что такое семья и преемственность поколений. Пристальное вглядывание в жизненную философию современных христиан может помочь увидеть проявление живого, творческого начала в тех областях нашей жизни, о которых современная литература и публицистика говорят слишком редко. Автор благодарит «всех матушек, которые согласились участвовать в работе над этой книгой. Я, говорит, Ксения Лученко, - прекрасно понимаю, что и для них, и для их батюшек это было непростое решение, и тем не менее они согласились рискнуть. Очень надеюсь, что у этой книги будет продолжение».
Телеканал «Союз»