Не позвольте себе опоздать...

Автор: протоиерей Олег Стеняев Все новинки

Много хороших стихов

  • Автор обзора: Валентина Курицина

«Небесная участь». Дмитрий Мизгулин.
Тобольск: ТОБФ «Возрождение Тобольска», 2024. – 256 с., ил.


Сборник стихотворений номинанта Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Дмитрия Александровича Мизгулина «Небесная участь» отмечен в номинации «Лучшая поэтическая книга» XIX конкурса изданий «Просвещение через книгу». Издание выпущено Тюменским региональным общественным благотворительным фондом «Возрождение Тобольска».

Бумажные поэтические сборники в наши дни выходят, но их гораздо меньше, чем могло бы быть. Поэтому особенно радуемся, увидев новый прекрасно, со вкусом изданный большой сборник стихов современного автора. Качественный твердый переплет, мелованная бумага, удобный для чтения шрифт, продуманное, гармоничное оформление, замечательные иллюстрации – живопись Владимира Чупилко, более 250 страниц объема – все это в большей мере разговор про форму, внешнее впечатление, но в традиционной бумажной книге форма тоже имеет значение. Такое издание – зримое свидетельство, что качественные, объемные поэтические сборники не исчезли, а по-прежнему появляются, приходят к читателям.

И все-таки главное – содержание, стихи. Это сборник, в котором много хороших стихов. По содержанию какие-то из них каждому отдельному читателю будут ближе, а какие-то не произведут такого же сильного впечатления, это в лирике очевидно, но этот объемный сборник, состоящий из хороших стихов. И это особый «знак» качества. Хорошие стихи – произведения всегда «штучные», неподдельные. И когда их можно собрать в книгу внушительного объема – это бесспорное свидетельство настоящего мастерства поэта.

В сборнике несколько разделов: «Пример послушания», «А перед Богом все равны», «Летели листья наугад», «Уходя – не плачь», «Кружатся звездные миры».

Дмитрий Мизгулин говорит с читателем о Боге, о вере, о душе, о поэзии, о любви, о природе. Он наш современник, поэтому читателю не нужны дополнительные комментарии, чтобы понять эти строки: они о нашем времени, о нас и одновременно о том, что близко и понятно читателям любых эпох.
В нашей жизни редко можно отделить одно, не затронув другого. Умение видеть красоту природы, любовь к человеку или к людям, вера в Бога не живут в нас по отдельности, в стороне друг от друга. Залюбовавшись красивым видом, мы вспоминаем о Творце, создавшем для нас этот мир, зовем кого-то близкого тоже увидеть эту красоту или, если это сейчас невозможно, потом делимся впечатлениям.

И в лучших образцах русской лирики тоже нередко слиты вместе несколько тем:

Настало лето. Реки разлились.
Везде вода – от края и до края.
Пронзают чайки голубую высь,
Шумит листва – такая молодая…

Какая красота, какой простор –
Все слажено и сложено в природе.
Стихает бесполезный разговор
О правде, о свободе, о народе…

Впадает в небо синяя река,
Шуршит остроконечная осока,
Весь мир един – от каждого листка
До облака, парящего высоко…

Если прочитать эти двенадцать строк, можно подумать, что здесь стихотворение и заканчивается и что это прекрасный образец пейзажной лирики или пейзажно-философской. Но у строк есть продолжение:

А вот – болота брошенных полей,
Чернеющие избы и сараи,
Унылые остовы кораблей,
На берегу – ржавеющие сваи.

Во всем – унынье, боль и нищета.
Сюда уже не ходят звери в гости.
И покосилась церковь – без креста,
И без крестов – могилы на погосте…

Зачем, куда бредем из века в век,
То дураков кляня, то бездорожье?..
Как тленно все, что создал человек,
Забыв о том, что он творенье Божье.

Стихотворение становится уже гораздо более философским, чем пейзажным. Первые двенадцать строк и следующие восемь передают разительный контраст: прекрасная природа, которая с нами из века в век, и удручающая картина запустения, разрушения созданного когда-то людьми. Разрушение пришло не просто так – оно наступило, потому что человек, стремясь что-то создать самостоятельно, что-то сделать, забывал о сути своей – он творенье Божье. И надежда на лучшее для людей в этом: стараться жить так, чтобы соответствовать такой сути. Этой теме в сборнике посвящено не одно стихотворение.

Издательский совет