Монахи. О выборе и о свободе
- Автор обзора: Телеканал Союз
«Как вы дошли до жизни такой?» — по признанию многих монахов, этот вопрос задается им довольно часто. Мы любим ездить по монастырям, особенно по старинным, таинственным своей древностью. Или даже просто — из сутолоки городской жизни любим заглянуть в невесть как оказавшуюся посреди этого шума обитель, насладиться, наполниться ее покоем. Есть в монастырях что-то утишающее душу человека, даже маловерующего, приводящее в порядок привычный хаос мыслей, что-то... не всегда понятное нам самим. Но ведь монастырь — это не стены, а прежде всего люди. Кто из нас хоть единожды не задавался вопросом: что заставляет этих людей — совершенно разных, разного образа жизни, склада характера — уходить в монастыри. На этот вопрос отвечают сами монашествующие в книге, которая вышла в Издательстве Никея в серии «Люди Церкви». Она называется – «Монахи. О выборе и о свободе».
Почему наши современники бросают мир и уходят в монастыри? Отвечая на этот вопрос, герои книги говорят о своей жизни и пути к Богу, о сомнениях и решимости, о слабости человеческой и силе Божией. О том, как невозможное делается возможным, а казавшееся абсурдным — единственно правильным. Разные люди, с непохожими судьбами, интереснейшим жизненным опытом — что поставило их в один ряд, в авангард войска Христова? Что же все-таки заставляет их уйти в монастырь? « Ну, да, ради Бога, ради сугубой молитвы... Но ведь уйти надо было насовсем, навсегда! Забыть, за спиной оставить все радости жизни! Нет, все равно непонятно, все равно что-то должно быть не так! Может, несчастная любовь случилась... или человек не сумел реализоваться в жизни... или на него сильное впечатление произвела смерть близкого человека... а не вернее ли всего он — великий грешник, вот и идет грех замаливать...
Нет, понятно еще, если решается на „скорбный иноческий путь" человек уже поживший, повидавший виды — можно сочувственно вздохнуть вслед... Ну а когда молодые, полные сил ребята и девушки решаются „похоронить себя заживо", как это принять, чем объяснить? Ведь что такое монастырские будни — скука сплошная, „редька, постное масло да поклоны" (именно так, в бытность свою молодым офицером, представлял себе иноческую жизнь будущий старец Оптиной пустыни преподобный Варсонофий Оптинский)! А могла быть — семья, детки... Бедные, бедные люди!». Действительно, что должно случиться с человеком, чтобы ему вдруг (или все-таки — не вдруг?) сделался неинтересен целый мир, полный впечатлений, земной красоты, радости встреч и открытий? — Богом созданный мир. Что должно быть на другой чаше весов? Это главный вопрос, который автор книги Юлия Посашко старались ставить перед героями книги.
И первый из ее собеседников, игумен Агафангел (Белых), клирик Белгородской епархии. Как пишет автор, от бесшабашной, свободолюбивой юности, путешествий автостопом по Центральной России — он перешел к строгим монашеским одеждам, четкам, молитвам, «непринадлежанию» себе. Впрочем, путешествия отнюдь не прекратились: со времени монашеского пострига игумен Агафангел успел послужить на Чукотке, в Магаданской и Синегорской епархиях, окормлял многие отдаленные поселки, в которые добраться-то можно только с помощью авиации. А с 2009 года так и вовсе стал создателем и руководителем миссионерского стана «Спасский» в якутском порту Тикси, на берегу моря Лаптевых. «Я думаю, что монахи — наиболее свободные люди», — прозвучало в нашей беседе. И прозвучало вовсе не диссонансом. Как это возможно? Об этом и о многом другом - разговор с игуменом Агафангелом (Белых).
Следующий собеседник автора - митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов) «Внутренняя жажда Бога была во мне всегда. Правда, до 30 лет я не осознавал, чего ищу», — так говорит владыка Игнатий о своем обращении к вере. Это неистребимое «стремление... к чему-то» привело будущего митрополита Хабаровского и Приамурского на физический факультет, спровоцировало серьезное увлечение музыкой, живописью, заставило заняться изучением психологии и философии... и в конце концов подвело к решению полностью посвятить себя Богу. У преподобного Симеона Нового Богослова в третьем гимне есть такие, - говорит Владыка, на мой взгляд, очень яркие и точные слова (перевод митрополита Илариона (Алфеева)): Монах есть тот, кто миру непричастен. Кто говорит всегда с одним лишь Богом, Кто, видя Бога, сам бывает видим, Любя Его, он Им любим бывает и, светом становясь, всегда сияет.
Монах должен быть независимым от мира, окружающих его людей и обстоятельств, от прошлой жизни своей. Как известно, само это слово — монах — восходит к греческому «монос», то есть живущий уединенно, в одиночестве. Но правильно ли такое одиночество, естественно ли? Ведь сказано же в Библии: «...не хорошо быть человеку одному...» (Быт. 2: 18). Монашеская независимость вовсе не означает эгоистичной самодостаточности, горделивой изолированности. Это путь к совершенному и всецелому «внутрь пребыванию» с Другим, но не человеком, а Богом, и у него есть свои степени восхождения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) указывал самый правильный путь иноческого делания. Первое: человек оставляет мирскую жизнь, приходит в общежительный монастырь. Долгое время здесь он учится главному иноческому качеству — послушанию через полное отсечение от своей воли, учится самопознанию и покаянию и, наконец, «искусству из искусств, науке из наук — внимательной молитве». Если первый этап пройден и есть на то Господня воля, он переходит на скитское жительство. Дальше может быть уединение, затвор, а может быть до конца жизни пребывание в братии на разных послушаниях или, увы, деятельность в миру, в том числе и архиерейство. Всё определяют труд самого монаха над своим внутренним человеком и Господь, Которому ведомо, где, как и в каком качестве нести монаху свое церковное послушание.
О том, какое послушание несет Владыка, читатели наверно уже и сами поняли, а вот какое послушание у монахини Иулиании (Денисовой), насельницы Свято-Елисаветинского монастыря, г. Минска, об этом рассказывает она сама в следующей части книги. Но прежде говорит о том, какой была ее жизнь до монастыря. " 45 сумок, 35 пар обуви, шкаф косметики, собственная отдельная квартира — ешь, пей, веселись! А в душе крик: «Я так больше не мoгy!». "Были моменты, - признается матушка, когда я шла в прямо противоположном от Бога направлении. Знаете, теперь я думаю, что Господь дает возможность выбора, некую вариативность каждому человеку. Человек все время норовит сойти со своего пути и соскальзывает в грех, а Господь его «ловит» там и ищет для него другую дорожку. Как навигатор: вот ты его настроил, он тебя ведет, а ты вдруг возьми да сверни куда-то в сторону. Навигатор предупреждает: «Вы ушли с маршрута». Потом ищет, ищет, ищет- и раз, нашел: «Поверните направо, через 400 метров поверните налево», — выводит тебя другим путем к цели. Так и Бог, причем Он таков и с некрещеными людьми, людьми, не знающими Его".
"Так с вами и произошло?" - спрашивает автор монахиню. "Да. - отвечает она. Моя душа всегда была ищущей, еще с юности. «Ловить» Промысл Божий я пыталась даже будучи неверующей, некрещеной. Хотелось какой-то чистоты... Откуда мне было тогда знать, что такие категории не живут в греховном существе, которое Бога не знает, не обращается к Нему, живет только собой: все эти «я», «я», «я» уже с детства накладывают свой отпечаток..." Ирина Денисова, знаменитый на всю Беларусь регент, ушла в монастырь на пике успешности. Вырастила троих детей, добилась признательности в мире музыки, добилась всего... О ней даже сняли фильм — «Регент»... А через несколько лет вышел уже второй фильм — «Инокиня». Ну а в книге представлен рассказ о том, как пришла к монашеству женщина, о нем никогда не мечтавшая.
Далее в этой книге вы найдете размышления о своем монашеском пути иеромонаха Макария (Маркиша), клирика Ивановской митрополии, настоятеля храма в честь Иваново-Вознесенских святых, г. Иваново. Эмигрировав в Америку, будущий иеромонах Макарий именно там, на чужбине, принял Православие, стал жить жизнью Церкви. Вернувшись в Россию 15 лет спустя, он сделал еще один судьбоносный выбор: принял монашеский постриг... Некогда успешный программист, сегодня он настоятель храма в провинциальном городке. Делится воспоминаниями о «своих» бабушках и дедушках, родительском доме, обретенном пастыре и монашестве, которое еще только брезжит на горизонте, своей монашеской стезе и инокиня Ольга (Гобзева), которую все помнят, как актрису, дружившую с Василием Шукшиным и Олегом Далем, снявшуюся более чем в 40 фильмах, и вдруг ставшую инокиней. Да только такая ли уж это внезапность или дорога длиной в целую жизнь? Об этом рассказывает сама матушка Ольга. А продолжат эту тему иеромонах Клеопа, насельник монастыря Петрас в Греции, игуменья Иоанна (Егорова), настоятельница Введено-Оятского монастыря, Ленинградской области и игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в г. Саратове.
В завершение программы несколько слов об авторе книги. Юлия Посашко родилась в Минске в 1985 году. Окончила факультет социологии Государственного университета — Высшая школа экономики в 2007 году, в 2013 году — факультет дополнительного образования по программе профессиональной переподготовки «Теология» Свято-Тихоновского государственного университета. Прихожанка храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве, поет на клиросе. Работает с книгами серии «Встречи с Богом» и образовательными проектами издательства «Никея».
Путь к вере начался в юности в среде евангельских христиан-баптистов, в Православие Господь привел уже в студенческие годы — что считает великой Его милостью. « Всегда интереснейшей профессиональной и жизненной задачей для меня было, говорит Юлия, - постараться рассказать о той красоте и той глубине веры, которую я узнала и узнаю в Церкви, другим людям. Поэтому я в «Никее». Впрочем, важнее и труднее другая задача — научиться этой Красоте самой. Думаю, затем и живу».
Первая мысль: русский монах — и в греческом монастыре? Как его туда занесло? Что, у нас своих монастырей да лавр не хватает?! Однако будущий иеромонах Клеопа никогда не мечтал о чужой стране, молочных реках и кисельных греческих берегах. Говориттак: «Моим желанием было служить Богу там, где Он меня хочет видеть». Может быть, разгадка в том, что, когда отказываешься от своих планов, на тебе исполняются планы Божий? Непредсказуемые. Неожидаемые. Не всегда безболезненные. Но всегда — спасительные.
Какой нужно быть настоятельнице восстанавливающегося, не избалованного паломниками монастыря? Уметь руководить строительными работами и быть «мамой» всем насельницам — это понятно. А что еще? Наверное, не отказываться принимать в обители группы молодежи; несмотря на занятость, уметь находить время для задушевного разговора; работать рядом с трудниками не покладая рук, опережая и заражая примером... Этими качествами, безусловно, обладает настоятельница Вве-дено-Оятского монастыря — игуменья Иоанна (Егорова). Но все-таки из всех этих черт я бы выделила другую, главную, запоминающуюся — искренность. Она — настоящая. Возможно, поэтому в нашем разговоре постоянным рефреном звучала фраза: «Правды хотелось»...
«В принципе, если нужно, я готов беседоватьс вами до поезда», — говорит отец Нектарий. «До поезда» — это значит добрую половину светового дня: настоятель — на тот момент — двух храмов, благочинный и еще имеющий множество послушаний отец игумен перенес свои дела ради серьезного разговора о том, что на протяжении всей жизни являлось и является для него самым важным.
О бесчисленных дарах Божиих, о зеркале утраченных иллюзий и о том, ради чего и ради Кого можно жить и умирать — разговор с игуменом Нектарием (Морозовым).
Источник: Программа "У книжной полки" / Телеканал "Союз"