Мужской разговор... о детях
- Автор обзора: Мария Хорькова
- Книга: Трудно быть папой. Невыдуманные уроки отцовства
- Автор книги: Ткаченко Александр
Книга писателя и публициста, многолетнего автора православного журнала «Фома» Александра Ткаченко «Трудно быть папой», вышедшая в издательстве «Никея», написана отцом для отцов. Эта ниша, несмотря на бум литературы по психологии воспитания, остается незаполненной — авторы большинства книг женщины, ориентирующиеся на женскую же аудиторию или «широкий круг читателей». При этом необходимость «мужского» разговора о семейной жизни ощущается все острее.
Книга Ткаченко не столько подборка педагогических рекомендаций, сколько откровенное, отчасти исповедальное повествование о роли мужчины в семье. Автор — отец четырех уже выросших детей — вместе с читателем снова пытается найти тот «царский путь», который даст возможность совместить личное духовное и профессиональное возрастание, материальную и эмоциональную поддержку близких. Здесь собраны не столько практичные инструкции, сколько слова, обращенные вглубь души, помогающие настроить ум и сердце определенным образом. И именно правильный внутренний настрой уже подскажет, как поступать в той или иной ситуации.
В первую очередь Александр Ткаченко предостерегает от чрезмерного увлечения популярной сегодня самореализацией: «пройдут годы, представления о целях и смыслах постепенно будут меняться, амбиции будут все слабее и наконец совсем угаснут. А дети останутся». Лишь отношения с детьми видятся автору тем камертоном, который способен точно показать, верным ли путем следует по жизни мужчина. «Главное произведение мужчины — его дети, — высказывает публицист, быть может, непривычную мысль (обычно призвание в детях предлагают видеть женщинам). — Дети всегда устремлены в будущее». Вкладываться в детей — это в том числе и заботиться о себе, своем будущем: «Твоим детям предстоит сделать его счастливым и радостным. Или тягостным и лишенным смысла. Или беспросветным и ужасным».
Ткаченко рассматривает не только дихотомию «хороший-плохой» папа, но обращает внимание и на еще один вариант — папа «никакой». Он признает, что в его отцовской жизни проявлялись все три «ипостаси», и учит их различать: например, домашняя тирания маскируется под необходимую строгость и заботу о близких, а нежелание заниматься семьей скрывается за увлечением работой.
Название книги отсылает к роману Стругацких «Трудно быть богом» — ведь для маленьких детей папа действительно божество. При этом быть «добрым богом» действительно трудно, хотя бы потому, что для этого нужно перестать быть злым и ленивым. С юмором автор описывает свои отцовские «опыты»: неудачную попытку сделать воздушного змея или сходить в поход с детьми. Так он подбадривает читателя, который, скорее всего, столкнется с подобными трудностями. По его мнению, современному папе просто необходимо расширять репертуар своих навыков: вместе с детьми разжигать костер, ловить рыбу, чинить мебель, играть в футбол — эти совместные занятия окупятся сторицей. Однако и здесь важно соблюдать меру: «Ты можешь дать своим детям все, что дорого тебе самому, поделиться самым любимым и сокровенным, передать опыт, который по крупицам собирал всю жизнь. Но при этом тебе следует твердо усвоить важнейшую мысль: дети не обязаны все это от тебя принимать».
Подробно, с примерами из собственного опыта Александр Ткаченко разбирает и постулаты современной педагогики: быть на стороне ребенка в конфликтах с внешним миром, не злоупотреблять родительской властью («нет и не может быть у папы никаких уважительных поводов для того, чтобы кричать на детей, угрожать им и уж тем более распускать руки. Потому что дети все равно будут тебя любить, даже такого. Но любовь к папе окажется разбавлена страхом и неуверенностью в том, что их самих есть, за что любить…»). Здесь открывается еще одна трудность: дать свободу ребенку можно только ограничив свою свободу, и нащупать грань между ситуациями, где папа просто обязан понуждать своих детей к чему-либо, и ситуациями, когда следует отступить, можно только самостоятельно.
«Достойно нести бремя отцовства возможно лишь подражая Христу», — подчеркивает Ткаченко. Поэтому евангельскому и святоотеческому осмыслению роли главы семьи отводит отдельную главу.
Закономерно для православного родителя думать и о том, почему подросшие дети уходят из церкви. Единственный ответ, который нашел для себя Александр Ткаченко — это то, что они не хотят стать такими же, как верующие родителями. «Противоядие» (кроме работы над собой) здесь только одно — предлагать ребенку безусловную любовь, как бы он себя ни повел.
Нужно попытаться создать рядом с этой закрытой территорией подростка альтернативное пространство для общения, открытое для любых тем и вопросов. Придется не рваться силой в чужой мир, а раскрыть границы своего. Открыться навстречу собственному ребенку, говорить с ним как равный с равным — сложно, особенно если иметь в виду, что до настоящего равенства предстоит еще долгий путь, который начинается, тем не менее, именно в подростковом возрасте.
Может показаться нелогичным, что значительная часть книги — воспоминания о «лихих девяностых» и кризисах, которые автору пришлось пережить в то время — материальных, личных, духовных. Однако этот «экстремальный» опыт актуален в любое время, пусть и не столь агрессивное. К тому же, нынешним молодым родителям — детям той эпохи — он поможет понять своих отцов и матерей.
И еще один важный аспект. Александр Ткаченко призывает не упускать из виду: отношения супругов между собой требуют внимание не меньше, чем воспитание чад. А если роль отца кажется непосильно трудной, он призывает молиться не и не отчаиваться — в конце концов, «быть папой трудно, но не долго».
Автор обзора: Мария Хоькова / Православное книжное обозрение, март 2017