Музыкальный дар великих

  • Автор обзора: Марина Шмелева

Вера великих композиторов. Вячеслав Чворо
М.: Вольный Странник, 2021. – 400 с., ил.


Удивителен и подчас трудно постижим мир классической музыки, столь же удивительны люди, которым от Бога дан особый дар – ее создавать. Творить, чтобы прославить Творца, музицировать, чтобы помочь другим прикоснуться к возвышенному и прекрасному. Кто они, эти удивительные люди, владеющие языком звуков? Какой жизненный путь привел их к славе и заставил задуматься о вечном? Об этом мы узнаем на страницах замечательной книги Вячеслава Чворо «Вера великих композиторов» издательства «Вольный странник».

Читать обширные, изобилующие подробностями, датами, именами биографии великих не всегда просто, нужна увлеченность именно этим человеком. Вячеслав Чворо предлагает нашему вниманию галерею рассказов о великих композиторах из 19 имен. И потому повествование о каждом кратко, динамично, насыщено интересными деталями. Читатель вслед за автором словно идет по галерее в консерватории или филармонии и рассматривает портреты признанных классиков – от легендарного Иоганна Себастьяна Баха до нашего современника Джона Тавенера, скончавшегося в 2013-м году.

У каждого свой путь к сочинению музыки: кто-то, подобно Моцарту или Рахманинову, с детства музыкальный вундеркинд, кто-то (вспомним Чайковского) понимает, что музыка – его призвание, намного позже. Кто-то музыкальный талант впитывает с молоком матери и ранними уроками отца (Бах), а кто-то сам находит свой творческий путь (Верди). Чья-то судьба – постоянная борьба с одиночеством и самим собой (Мусоргский), а кому-то творить помогает счастливая жизнь в дружном и любящем семействе (Римский-Корсаков).

Что же объединяет героев книги, и почему автор из сонма композиторов, в том числе и знаменитых, выбирает именно эти 19 имен? Объединяет их главная героиня – вера в Творца и понимание творчества как своего служения Ему.

«Все, что есть жизнь, да будет посвящено Великому, и пусть будет святилищем искусства! Это… обязанность перед людьми и перед Ним, Всемогущим», – недаром эти слова Людвига ван Бетховена вынесены в эпиграф.

Признаюсь, немного опасалась, что повествование сведется к простой констатации – эти великие композиторы были верующими. Всегда нелегко найти грань, чтобы рассказ о верующих знаменитостях не был похож на рекламу самой веры, которая в ней уж точно не нуждается. Но с самого начала понимаешь – рассказ автора намного глубже, а вера – действительно главная героиня книги.

Нам часто кажется, что поверить – это как родиться: один раз и на всю жизнь. Но ведь отношения души с Богом – это встреча и диалог двух личностей. И кто-то, раз обретя этот драгоценный дар, идет с ним по жизни. А все драмы, которыми полна жизнь каждого творческого человека, лишь ограняют и его талант, и его доверие Богу, глубину религиозных чувств.

«Корни христианского мироощущения Баха уходят в ту почву, на которой он рос… Неудивительно, что дальнейшее христианское воспитание и духовное развитие укрепленного в вере юноши (в том числе и благодаря постоянной работе при церквях) по-особому раскрылось в его творчестве. Оно стало естественным выражением глубоких религиозных чувств композитора и воспринималось им как Служение», – читаем мы на страницах книги.

А кто-то, несмотря на то, что вырос в религиозной семье, проходит путь странствий вдали от Отчего дома.

«В 14- или 15-летнем возрасте я начал критиковать и бунтовать против Церкви и еще до окончания гимназии полностью отошел от нее; это был разрыв, продолжавшийся почти три десятилетия», – пишет о себе Игорь Стравинский.

Много нужно было пережить этому композитору, чтобы найти свой, уже зрелый и осознанный, путь к Господу в 1926-м году:

«С этого момента он регулярно посещает церковь и молится, как молились в свое время Бах, Гайдн и другие великие музыканты-христиане».

«Словно проверяя глубину упования Генделя на волю Всевышнего, житейские неурядицы вновь обрушиваются на него с новой силой», – эти слова можно отнести не только к этому композитору, и не только к бытовым неурядицам. Тяжелые недуги, смерть близких, крайняя бедность, непонимание коллег и публики – слово скальпель в руке Врача. Они истончают духовное зрение, доводят до совершенства слух и воспитывают удивительную чуткость и глубину религиозных переживаний.

«В 1753-м году Джордж Фредерик, как и Иоганн Себастьян, полностью ослеп… Лишенный возможности полноценно творить, Гендель начал быстро угасать. Однако именно теперь, на пороге вечности, он, наконец, проявляет свою скрытую религиозность свободно и открыто. Например, каждое воскресенье маэстро посещает церковь, где почти всю службу простаивает на коленях, смиренно молясь. Но в то же время Гендель непреклонно продолжает дорабатывать сочинения с помощью секретаря и выступать, играя вслепую!»

«Даждь кровь и приими Дух», – учат нас святые отцы. Путь композиторов и музыкантов отличен, конечно, от подвига аскетов-пустынников. Но принцип тот же. Беззаветная вера Творцу, огромное трудолюбие, верность своему творческому дару и способность принять все невзгоды как тяжкие, но необходимые уроки в школе жизни давали свои плоды. «Глубина и искренность религиозных чувств композитора на самом деле достигли такой степени, что стали отчетливо, прозрачно слышимыми в звуках его работ», – эти слова автора также можно отнести не только к Шарлю Гуно.

Отдельно хочется отметить оформление книги. В ней основной рассказ украшают не только портреты и фотографии, но и множество живых текстовых вставок. Выдержки из дневников, забавные картинки из детства, краткие справки о коллегах, оказавших влияние на творчество композитора. Все это делает рассказ очень насыщенным, живым и человечным. Как трогает, к примеру, рассказ из детства Баха. Мальчик по ночам при свете свечи переписывал пьесы музыкантов-современников из старого шкафа. Почему? Узнаете, прочитав книгу.

«Надеемся, твое, дорогой читатель, представление об истории христианской музыки и некоторых ее наиболее ярких творцах стало чуть целостнее и глубже. А если чтение побудило познакомиться еще и с творчеством упомянутых личностей, то эта книга свою задачу выполнила однозначно», – такими словами завершает свое повествование автор.

И в этом еще одна особенность книги, придающая ей ценность в глазах тех, кому не посчастливилось получить классическое музыкальное образование. И хотя ценность классической музыки бесспорна, но ее поле столь обширно, что боишься заблудиться.

Книга «Вера великих композиторов» способна стать путеводителем хотя бы по некоторым из его дорог. Здесь читатель найдет названия выдающихся музыкальных творений, а тонкий анализ автора поможет подготовиться к знакомству с ними. Это, безусловно, длинный путь и большая задача. Поэтому книга Вячеслава Чворо – не для единственного прочтения, она достойна занять место на полке среди учебников, открывающих для нас мир прекрасного.

«Примеры знаменитых предшественников вдохновляют многих любителей музыки со всего мира и сегодня. Действительно, ‟и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Ин. 2, 17). Благодаря нашим героям дорога к Истине остается более понятной и видимой нам – их потомкам».

А благодаря таким книгам мы больше узнаем о таких героях, посвятивших жизнь служению прекрасному, увидев в нем отражение Небесной красоты. Хочется надеяться, что подобные издания будут появляться и впредь.