«Мы путешественники, и цель наша – достигнуть заветного града»

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Митрополит Иоанн (Снычёв). «И жива будет душа твоя…» / Выбранные места из переписки с духовными чадами
СПб.: «Царское дело»,2019. – 264 с.


Книга «И жива будет душа твоя…», является результатом плодотворной работы издательства с архивом известного иерарха северной столицы, мыслителя, историка, публициста, богослова – митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Иоанна (Снычёва). Издание содержит наставления владыки его духовным чадам.

Издание, допущенное к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви, посвящено памяти Анны Степановны Ивановой, духовной дочери и архивариуса владыки Иоанна, которая предоставила издательству все материалы, вошедшие в книгу. Книга содержит выбранные места из писем владыки, где представлены советы опытного архипастыря. Начало переписки датировано декабрём 1959 года, и продолжалась она до апреля 1994 года.

К сожалению, издание не содержит даже краткой исторической справки о жизни митрополита Иоанна (1927–1995), позволяющей составить представление об основных вехах его жизненного пути и служения Церкви. Оно началось в тяжёлые годы Великой Отечественной войны. Иван, освобождённый от военной службы по состоянию здоровья, в семнадцатилетнем возрасте уже стал пономарём. Летом 1946 года, после пострига в рясофор с именем Иоанн, он был рукоположен в иеродиакона, а в начале 1948 года – в иеромонаха.

Обучался в семинарии Куйбышева (нынешней Самары), с 1951 года – в Духовной академии в Ленинграде, по окончании которой ему была присуждена степень кандидата богословия. Работал в Минской духовной семинарии, в 1961 году был возведён во игумены, тремя годами позднее – в архимандриты. В 1965 хиротонисан во епископа, осенью 1976 года возведен в сан архиепископа. Помимо архипастырской деятельности владыка Иоанн занимался наукой (стал доктором церковной истории), писал статьи и книги, при этом он был молитвенником, мудрым духовником и наставником.
Митрополит Вениамин (Пушкарь) писал о владыке Иоанне: «Братия Троице-Сергиевой лавры считала владыку своим духовником. Впрочем, теперь смело можно говорить о нём как о Всероссийском духовнике… Я часто встречал людей, которые прозрели духовно и воцерковились именно после чтения его трудов».

Рекомендуемое читателю издание включает в себя три раздела. В наиболее объёмном первом разделе («Мне слышны твои стенания») представлены выбранные места из переписки с духовной дочерью владыки Антониной (в монашестве Артемией). Обращённые к конкретному человеку, инокине, датированные серединой прошлого века, наставления полезны и современному мирянину, внимательному к движениям души. В первом же письме встречается фраза, которая определяет характер книги: «Лечи душу со всех сторон». Наставления и молитвы владыка были призваны помочь в таком врачевании.

Много писал владыка о значимости молитвенного делания: «Молитвенные поклонения… хорошо было бы выучить тебе наизусть, чтобы можно было их читать во время работы. <…> Очень печально, что ты иногда ложишься и встаёшь без молитвы. Это допускать нельзя. По этой причине я не могу благословить тебя читать акафисты в те или иные дни. Приучи сначала себя к посильной молитве, а потом берись за большее».

Эту мысль – «Без молитвы не ложись и не вставай» – архипастырь повторял неоднократно. Подобное наставление особенно важно для новоначальных, порой стремящихся сразу браться за молитвенные подвиги, а затем, осознав свою немощь, совсем оставляющих молитвенное делание. Однако не зря святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечал, что, пока у человека нет молитвенного правила, ему невозможно выстроить свою духовную жизнь.

Митрополит Иоанн (Снычёв) напоминал о верности Богу, укреплял веру в Промысл Божий, внутренние духовные силы человека: «Помни всегда, что помощь всегда приходит тем, кто в какой-то мере бывает верен Богу. Вот и ты по мере сил своих будь верна Богу, и Он не замедлит избавить тебя от преткновений и злых умыслов». И еще: «Помни слова старцев великих о том, что если не будем плакать здесь, то в будущей жизни заплачем поневоле. А терпение необходимо в деле нашего спасения. "Претерпевый до конца той спасется". Вот и утешай себя этим».

Поскольку гордыня – основание всех грехов и её часто называют их матерью, владыка напоминал о борьбе с превозношением: «Преподобный Иоанн Дамаскин, несмотря на то, что был образованным человеком, выполнял самые низкие послушания, как то: вывозил навоз […], – и Господь благословил его труды».

Наставления пастыря способствуют духовному возрастанию: «Отвечай на всё только добром. Научись сносить немощи ближних. Плакать о том, чтобы Господь защитил тебя, хорошо. Но, если плачешь от чувства одиночества, то грешно. Здесь уже есть чувство осуждения и малодушия. Мужайся и ищи в людях не одно только плохое, но и хорошее, и тебе будет очень легко. Всякие неприязни рассматривай как дело лукавого и противостань им терпением и молитвою».

Во второй («Время получения венцов») и третий («Сквозь горнило искушений») разделы книги включены фрагменты из писем мирянам. Сам характер издания не предполагает системы, в письмах затрагиваются различные темы, которые чередуются, повторяются, перетекают одна в другую. Некоторые письма подчас невелики по объёму, однако медленное, вдумчивое чтение их поможет читателю проанализировать собственную жизнь в свете нового опыта.

Очевидна вневременная актуальность следующего назидания пастыря: «Прежде всего утверди в своём сердце покаянное чувство и желание всё переносить с терпением во искупление грехов. В параллель с этим делай людям добро: кому пошей, кому материально помоги, а кому просто посочувствуй в скорбях. Во всём смиряйся и делай с любовью. Храм не забывай. Вот так и спасёшься». Последняя запись от 29 апреля 1994 года содержит важное напутствие: «Помни всегда наставление Божие: "Аще падёшь, вставай и спасёшься". Только не лежи. Быстро на ноги и продолжай свой путь».

В ответах пастыря на письма духовных чад видна поразительная чуткость. Его советы, представленные в книге, представляют собой основу подвижничества для стяжания вечной жизни. Их неторопливое, вдумчивое чтение поможет читателю на сложном пути духовного становления.

Митрополит справедливо напоминал: «Взирай на Того, Кто наблюдает всегда за нашим подвигом, Кому открыто всё сокровенное и Кто воздаст каждому по делам его. Мы путешественники, и цель наша – достигнуть заветного града. Да не уклонит нас никто с правого пути, да не обольстит мнимым отдыхом и призрачным наслаждением. Вперёд и только вперёд!»