Новый год Колюшки

Автор: Елена Нестерина Все новинки

На переломе русской истории

  • Автор обзора: Дегтерёв Николай

ОГНЕННЫЙ РУБЕЖ. Сборник повестей и рассказов

М.: Снежный Ком М, 2021. — 392 с.


едавно вышедший сборник «Огненный рубеж» можно рассматривать в нескольких ракурсах. С одной стороны, он объединил под общей обложкой разных авторов, написавших произведения на одну тему. Такое однотемье невольно предполагает в читателе сравнение отдельных повестей и рассказов с точки зрения тех приемов, которые разные писатели используют для художественного выражения своих идей. Об этом мы отчасти скажем ниже.

С другой стороны, «Огненный рубеж» — итоговый сборник конкурса повестей и рассказов, посвященных Стоянию на Угре 1480 года. Конкурс этот был проведен Издательским советом Русской Православной Церкви. Стартовал он, можно сказать, с всероссийской историко-литературной конференции, прошедшей 27 августа 2020 года в Калуге под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента (см. № 9 (107) 2020, с. 12-39). Открывает книгу вступительное слово митрополита Климента, сказанное на конференции. Это выступление главы Издательского совета очень важно для понимания концепции сборника. В нем можно выделить четыре основные идеи.

Прежде всего владыка говорит о том, что такое событие, как Стояние на Угре 1480 года для истории России — «из ряда важнейших». И именно поэтому «нужна популяризация знаний о Стоянии на Угре в материалах журналистов, в фильмах и статьях», а также в художественной литературе. Во-вторых, председатель Издательского совета особенно отмечает христианский аспект победы на Угре. В-третьих, «Великое стояние на Угре породило множество мифов и искажений истории». Одно из таких искажений — это намеренное преуменьшение масштабов, значения этого события. Наконец, в-четвертых, Стояние было «столкновением разных цивилизаций». Цивилизация Святой Руси «имела своей целью, выйдя на ратное поле, сберечь свои ценности, свои идеалы». Что в итоге и удалось.

Главный вывод из слова владыки Климента: «Сегодня очень нужна работа по расчистке столь крупного события отечественной истории от напластований разного рода мифов и искажений, <…> как никогда важна функция истории как дисциплины-просветительницы, обращенной к обществу, к самой широкой аудитории».

Именно поэтому сборник «Огненный рубеж» можно рассматривать еще и с третьей стороны — как исполнение некоего идеологического задания. Именно с этой, последней точки зрения, сборник чрезвычайно удачен. Он выполняет просветительскую функцию, и при этом для него совершенно не характерна главная черта любых идеологических продуктов — скука. Читатель, взявший в руки книгу — конечно, хорошо бы это происходило еще в школьном возрасте — действительно погружается в историю Руси XV века и с интересом следит за перипетиями сюжетов собранных под одной обложкой повестей и рассказов. В этом смысле — выполнения просветительской, идеологической функции — «Огненный рубеж» представляется образцом, на который смело можно ориентироваться при подготовке подобных изданий.

Открывается «Огненный рубеж» небольшой повестью составителя сборника, доктора исторических наук Дмитрия Володихина «Резаное ухо». Названа она так по примете одного из героев книги — новгородца, который лишился части уха за свое сопротивление Москве (отметим здесь «погружение в историю» XV века: незадолго до окончательного освобождения от монгольского ига Москва «собрала» вокруг себя русские земли; присоединение Новгорода было кровавым — автор не стремиться как-то скрасить противоречивость русской истории). В конечном итоге этот новгородец спасает жизнь своего недавнего врага, воеводы князя Даниила Холмского. В этом поступке есть осознание себя русскими, а не новгородцами, москвичами (тверичами и так далее) по отдельности. Эта мысль становится как бы лейтмотивом повести.

Повесть Натальи Иртениной отличается от других произведений сборника тем, что в ней присутствуют две линии времени: одна — 1480 год, другая — 1937. Именно в 1937 году молодой лейтенант НКВД должен арестовать священника отца Палладия за ведение «контрреволюционной деятельности». Причем события происходят в селе, которое стоит недалеко от места духовных подвигов монаха Тихона, основавшего монастырь там, где русские окончательно освободились от ига. В результате сюжетных перипетий лейтенант НКВД становится верующим, а позже погибает во время боев Великой Отечественной. Погибает за Родину, как гибли многие русские воины во все времена, в том числе и в 1480 году.

Повесть Игоря Прососова «Сталь из Самарканда» вновь о новгородской теме, о предательстве и

выборе человека. Из прочтения этого произведения — впрочем, не только его — становится ясно, как трудно было подчас человеку Древней Руси делать политический выбор (который часто оказывался и личным, нравственным выбором).

Приключенческая повесть Дмитрия Федотова «Угра — река тихая» вполне могла бы послужить основой для сценария фильма. Одиннадцатилетний юноша из сожженного татарами Алексина попадает в плен, становится нукером хана Ахмата, но годами держит в себе желание мести. В итоге, попав в сложную ситуацию, он выходит победителем из схватки с татарами и, израненный, добирается в расположение русских, передав им ценную информацию. А после — умирает. В пересказе это звучит довольно банально, однако повесть затягивает, заставляет сопереживать герою.

Рассказ Екатерины Федорчук «Государево искушение» посвящен Ивану III, великому князю, при котором Русь окончательно приобрела независимость от ига. В рассказе нарисован психологический портрет государя, в красках показано, как того искушает бес, обещая в обмен на поклонение ему даровать победу. Правда, есть и достаточно спорный — по крайней мере, в стилистическом отношении — фрагмент, где бес говорит Ивану о будущем, о революциях, двадцатом веке, употребляя слова, которые для нашего современника кажутся привычными, но в контексте повествования о XV столетии звучат диссонансом.

Кстати, если уж проводить какие-то параллели между произведениями, представленными в сборнике, можно сказать, что образ Беклемишева в рассказе Екатерины Федорчук — скорее отрицательный, тогда как у Дмитрия Федотова — скорее положительный. Также в других повестях и рассказах по-разному раскрывается образ сына Ивана III — Ивана Молодого: где-то он — воин, рвущийся в битву, где-то — человек смиренный и послушный. Впрочем, такие разночтения можно отнести скорее к достоинствам, чем недостаткам книги, ведь подобным образом создается панорамный взгляд на события конца XV века.

Интересна повесть Айнура Сибгатуллина «Басурмане». Здесь перед нами возникает целая геополитическая панорама противников Руси, причем увиденная глазами сыновей хана Нур-Давлета, примкнувшего (в конце повести) к Ивану III. Многие татары, действительно, переходили на службу русскому князю. Эти исторические реалии и отражены в повести.

К этим историческим повестям примыкают несколько лирических произведений. Мы назвали их лирическими, потому что акцент в них сделан на проблемах персонажей скорее личного, а не исторического характера. Так, в рассказе Полины Матыцыной «Истинное желание» речь идет о чувствах девочки Евдокии, чей десятилетний брат Тимофей рвется на войну. Евдокия, потерявшая от набегов татар родителей, боится потерять и брата и всячески ему препятствует. В итоге после разговора около храма с одной женщиной («Явление Богородицы?» — невольно спрашивает себя читатель) Евдокия понимает, что от страха можно избавиться, только победив врага, а не избежав войны. И больше не препятствует брату (хотя так же горячо его любит).

В повести Ольги Елисеевой «Тихий Лев» речь идет о воине, давшем обет и ушедшем в монастырь. Однако предыстория этого обета и этого ухода — совершенно современная. Воевода Лев не уживается с женой, которая не дает ему жизни, влюбляется в незнакомую женщину. Но, даже будучи грешником, все-таки не рушит законный брак своей возлюбленной, а она своей молитвой спасает его от смерти. Эта повесть интересна не столько своим историческим колоритом, сколько художественным (и православным!) решением темы «неверной любви».

В произведении Анастасии Черновой «Два пояса» речь идет о взаимодействии воли Божией и человеческой.

Венчает сборник стихотворение Сергея Арутюнова «Угра», написанное в его узнаваемой и оригинальной поэтике.

Книга «Огненный рубеж» станет хорошим подарком любому читающему человеку.

Николай Дегтерев