На пороге
- Автор обзора: Олег Добров
Шаманская Юлия. «Ищу скучных и грустных людей».
М.: Сибирская Благозвонница, 2019. – 393 с.
Новая книга Юлии Шаманской – о проблемах подросткового возраста, возраста опасного, когда каждый день словно хождение по минному полю, когда психика еще не взрослого человека, но уже не ребенка подвержена ядовитым влияниям и соблазнам, когда эмоциональные взрывы могут быть спровоцированы любой, с точки зрения родителей и учителей, мелочью…
Но для тринадцатилетней Василисы любая мелочь кажется жизненно важной. Единственный ребенок в семье неизбежно ставит себя в центр вселенной. Отец и мать работают, с трудом находя время для общения с дочерью, и не замечают, что в погоне за материальным благополучием среднего достатка вырастили закомплексованную эгоистку. А ведь именно в эти годы душа подростка словно мечется по коридору, стучась в закрытые двери и не зная, что ждет ее за порогом…
Между тем школа тоже в немалой, если не в большей, степени расшатывает психическое здоровье Василисы, тем более что, подобно раковой опухоли, подозрительные методики преподавания охватывают все больше и больше детей. Одним из ключевых моментов книги является эпизод, в котором в класс Василисы в очередной раз заявляется представитель некой организации «Новое поколение» и от имени международного фонда планирования семьи начинает раздавать красочные брошюры о безопасном сексе. Для девочки, от первого лица которой ведется повествование, и ее одноклассников беседа с тетенькой-представителем поначалу всего лишь повод для двусмысленных шуток. Но вот один из учеников напоминает, как в прошлом году им рассказывали, что человек ничем не отличается от животного, а потому должен следовать своим инстинктам. И тут выясняется, что одна из девочек, которой, кстати, очень завидовала Василиса и пыталась попасть в ее компанию «мажоров», настолько последовала своим инстинктам, что оказалась беременной.
Скандал удается замять, одноклассницу уговаривают сделать аборт, и никто даже не заикается, что это по сути детоубийство. И для Василисы это событие не отражается на ее треволнениях, связанных то ссорой с подругой, то с постоянным дерганием родителей из-за их якобы бедности, потому что девочка, глядя на некоторых деток богатых родителей, тоже хочет на Мальдивы… В какой-то момент она осознает, что «богатство не спасает от ужасов жизни», но это быстро забывается. Девочка пытается заработать на «красивую жизнь», но ее предпринимательские потуги выглядят комично, а для работы по найму не хватает терпения и сил.
В общем, ситуация вполне типичная: подросток чувствует себя одиноким и обделенным и обижается на весь белый свет. К тому же в так называемых социальных сетях она вдруг знакомится с некой «Оленькой», которая, в отличие от многих, не жаждет общения с яркими и веселыми личностями, а «ищет скучных и грустных людей».
Новая подруга всячески поддерживает Василису в ее довольно-таки бессмысленной конфронтации с внешним миром, провоцирует на необдуманные поступки, которые в какой-то момент заканчиваются направлением к психологу. Но и психолог, молодая и бездетная женщина, соответственно выученным приемчикам, потакает капризам Василисы, требуя от родителей обеспечить ей достойный отдых. Если не на Мальдивах, то где-то на море…
Впрочем, родителям еще повезло, ювенальная юстиция пока не вошла в силу. И они отправляют ее в деревню, к бабушке. Это решение становится переломным в судьбе Василисы.
Разумеется, девушке это не по нраву, она продолжает ерепениться, ей неохота помогать бабушке, которая души не чает во внучке. А тут еще сетевая подруга подзуживает…
Все могло завершиться весьма печально, если бы не случайная встреча с многодетным семейством местного священника отца Михаила. Но лишь трагические события, вызванные своеволием Василисы, приводят к перелому в ее сознании. К тому же она видит другой мир: атмосфера покоя, взаимного уважения и любви, царящая в доме отца Михаила, помогает ей сделать первые шаги на пути к вере. Более того, она встречается с «Оленькой» в реальной жизни и помогает ей обрести душевный покой.
Единственный эпизод, вызывающий некоторые сомнения – это чудесное появления нательного креста, переданного Василисе бабушкой то ли во сне, то ли в видениях во время блуждания девочки в ночном лесу. «Материализация» предмета, увиденного во сне, прием в литературе не новый. Авторский замысел понятен, но насколько оправдан расчет на эмоциональный отклик читателя?
Книгу Юлии Шаманской, несомненно, стоит рекомендовать широкому кругу читателей, и в первую очередь родителям, дети которых не вылезают из интернета, а круг чтения отравлен продукцией наподобие «поттерианы», всяческой фэнтезятины с многобожием, вампириадой и прочими заполонившими страницы книг и экраны телевизоров порождениями нечистого ума.
Шаманской удалось избежать соблазна написать остросюжетную приключенческую книгу с использованием богатого инструментария литературы художественного вымысла. Ее произведение о детях, но не для детей, особенно подростков. Кому охота в юном возрасте видеть в зеркале отражение своих проблем?