На рубеже двух эпох
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: На рубеже двух эпох
- Автор книги: митрополит Вениамин (Федченков)
М.: Отчий дом, 2023. — 704 с., ил.
О том, что происходило в России сто лет назад, написано немало книг. И, тем не менее, всегда интересно увидеть и познакомиться с историей нашей Родины, особенно в повествовании одного из архиереев Русской Церкви того времени.
Митрополит Вениамин (Федченков) жил на рубеже двух веков и оставил нам богатейшее наследие. Когда-то его книги в виде машинописных копий хранились в монастырских и семинарских библиотеках, в домах верующих. Их читали семинаристы и монахи, паломники, приходившие на поклонение святыням, люди, уверовавшие и сомневающиеся. Его книги жили в народе, с которым неразрывно связана была его судьба, который он назвал однажды “самым лучшим на свете”. А сегодня мы предлагаем вашему вниманию книгу, которая отражает то время, когда родился и жил Владыка Вениамин. Она вышла в свет в издательстве «Отчий дом» и называется -
«На рубеже двух эпох».
1. Митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся иерарх Русской Церкви, духовный писатель, проходил жизненный путь на рубеже столетий, в трагическое для нашего народа время. Он был свидетелем революционных событий, во время гражданской войны занимал должность главы военного духовенства в Русской армии барона Врангеля, более четверти века провел в эмиграции и после Второй мировой войны вернулся на родину. Владыка хорошо знал жизнь разных сословий: родившись в семье дворового человека помещиков Боратынских, который застал еще крепостное право, уже в зрелом возрасте он в течение пятнадцати лет был экзархом Российской Православной Церкви в Северной Америке.
2. Свидетель и участник многих значительных исторических событий, владыка Вениамин, обладавший даром повествователя, написал о том, что видел и что пережил: жизнь в деревне, учеба в семинарии и академии, церковное служение на Родине и за границей и одновременно эпохальные события в масштабе страны и мира. Жизнь и быт России до Октябрьского переворота, истоки Белого движения и причины его поражения, участие в Двух Церковных Соборах - в Москве (1917-1918 гг.) и в Киеве (1918-1919 гг.), жизнь внутри русской эмиграции, разногласия между Зарубежной Церковью и Патриаршей Русской Церковью, годы войны с фашизмом - все это достоверно описано истинно верующим человеком и составляет бесценный исторический документ двух эпох. В этом Владыка Вениамин видел исполнение своего патриотического долга перед Отечеством.
3. Как он сам оговаривается в предисловии, он не рассказывает о «всей жизни своей сполна, а останавливается «преимущественно на общественной стороне пережитого». И о церковных событиях истории говорит «по преимуществу и больше для того, чтобы уяснить связь их с общественными течениями». «Таким образом, характер этих записей будет собственно политически-социальным, все остальное будет служить материалом для освещения этой общественной стороны на грани двух эпох», - заключает автор. О том, как возникла эта книга, в предисловии Владыка Вениамин рассказывает следующее: «Жизнь моя идет уже к закату, хотя один Бог знает, сколько еще придется утешаться Божьим миром и его красотами. Кое-что мне пришлось видеть за эти 60 с лишним лет. И иногда самому приходила мысль записать кое-что из пережитого, советовали то же и друзья. Но все как-то откладывалось это решение.
4. А в это лето мне пришлось познакомиться с новым советским консулом в Соединенных Штатах Евгением Дмитриевичем Киселевым. С его позволения, я на первый раз поделился несколькими биографическими фактами из моей жизни, попутно освещая и принципиальные вопросы момента. Выслушав меня очень внимательно, он неожиданно для меня сказал следующее: «Вам все это нужно записать. Вы жили на рубеже двух эпох, много видели и все это само по себе интересно. Но думаю, что это было бы важно и для истории: она будет писаться на основании разных документов, а ваши воспоминания незаурядные, вы приняли новую эпоху нелегко и не сразу, потому ваши переживания особенно важны как материал для будущего историка».
5. Владыка Вениамин высказывает предположение, что «может быть, кому-либо покажется не архиерейским делом заниматься политически-социальными записками». Но, так он выполнял свой долг перед Родиной. «А всякое патриотическое дело нашей Православной Церковью, - говорит архипастырь, - считается нравственным. Будет ли это служение на войне или в партизанах, или творчество писателей на пользу Родине, или же послания нашего Первоиерарха, митрополита Московского Сергия, воодушевляющие народы на борьбу с современными врагами человечества – немцами; или сбор денег на танковые колонны, или речи в защиту нашей Родины. Или вот эти записки в поучение потомству».
6. По словам издателей, митрополит Вениамин пишет о своей жизни, вспоминает пережитое, но благодаря дару смирения в центре повествования оказывается не его личность, а время, в которое он жил, и люди, с которыми встречался. Владыка талантливый рассказчик, чуткий наблюдатель, у него внимательный глаз и острая память, и потому картины событий, выходящие из-под его пера, становятся живыми, а портреты современников - святого праведного Иоанна Кронштадтского, императора Николая и императрицы Александры Федоровны, барона Врангеля. Григория Распутина и многих других - яркими и запоминающимися.
7. Из текста воспоминаний митрополита Вениамина следует, что первоначальная работа над записками относится к 1943 году. Впоследствии уже после возвращения владыки Вениамина из Америки, появился текст, датированный 1956 годом. В то время он управлял Саратовской епархией. Как пишут издатели, приближался вечер жизни, золотая осень святителя. Уходили силы, владыка стал часто болеть, а в 1958 году, согласно прошению, митрополит Саратовский и Вольский Вениамин был уволен на покой и поступил на жительство в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Живя в уединении, в обители, владыка предавался молитве и размышлениям, много писал.
8. Когда архипастырь покидал в 1958 году свою последнюю архиерейскую кафедру, он писал одному из своих корреспондентов о том, что отправляется в Печоры и думает провести там оставшиеся 2-3 года. Больше он и не прожил. Скончался владыка 4 октября 1961 года. В день святителя Димитрия Ростовского. Машинописный вариант его рукописи хранится в библиотеке Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Этот текст и был положен в основу настоящей публикации.
***
Владыка Вениамин всю свою жизнь, до последних дней был предан Русской Церкви и Московскому Патриархату. И несмотря на то, что многие годы его жизни прошли за границей, он бесконечно любил тот народ и ту землю, где судил ему проходить жизненное поприще Бог: народ, в чье обращение ко Христу он верил всегда и желал трудиться для этого. Тем более, что почти половина его жизни прошла в том мире, в той стране, которые сейчас для нас безвозвратно утрачены. И Владыка Вениамин сохранил и передал нам воспоминания о России, причем не как о некоем абстрактном понятии, а как о вполне конкретном воплощении ее идеалов в реальных людях, его современниках. О России, какой она была на рубеже двух веков.
Телеканал "Союз"/У книжной полки