Нахимов – доблесть и честь России; Суворов – русский чудо-богатырь; Ушаков – адмирал от Бога

  • Автор обзора: Екатерина Ратникова

Иртенина Н.В. Нахимов – доблесть и честь России; Суворов – русский чудо-богатырь; Ушаков – адмирал от Бога. – М.: АНО развития духовно-нравственных начал общества «Символик», 2017 (серия: Русские воители за веру и Отечество)


Серия «Русские воители за веру и отечество» призвана познакомить детей с именами и судьбами наиболее известных русских воинов-полководцев. На данный момент в серии вышли три книги: об А.В. Суворове, Ф.Ф. Ушакове и П.С. Нахимове.

Все три биографии написаны одним и тем же автором, но в каждом случае текст выстроен абсолютно индивидуально, он не похож на предыдущий. Повествование начинается не с дат, не с обычного в таких случаях описания раннего детства героя, перечисления заслуг его воспитателей и постепенного подведения читателя к взрослению мальчика и выбору им жизненного пути, а с яркой, живой картины-ситуации, характеризующей героя - еще ребенка, но уже на пороге юности. Например, с Нахимовым мы встречаемся на палубе учебного брига, принадлежащего Морскому кадетскому корпусу, с Ушаковым - во время грозы, в маленькой лодке на середине Волги, с Суворовым - в домашней библиотеке.

В каждом случае автор выделяет какие-то положительные качества мальчика, отличающие его и позднее, во взрослой и славной жизни. Например, юный Фёдор Ушаков не только не теряется, когда залитая дождем лодка начинает тонуть в глубокой реке, но и умеет не попрекать струсившего брата и не смеяться над ним, когда оба они оказываются в безопасности. Суворов разыгрывает перед другом отца, Абрамом Ганнибалом, целую баталию с помощью игрушечных солдатиков, и даже может толково объяснить ему ход действий игрушечных войск. Нахимов, переборов страх, залезает на высокую мачту, хотя его никто не заставляет туда лезть, и еще умудряется вести на мачте беседу со взрослым матросом о море и о том, что для моряка важнее всего. Все это, кажется, рассчитано специально на детское восприятие, на то, чтобы заинтересовать - многие дети любят книги про отважных, честных и сообразительных ровесников, и начать знакомство с героем книги не просто с его детства, а с приключения означает и мысленно приблизиться к нему, и поучаствовать в приключении.

В то же время эти биографии написаны совершенно классически в воспитательных целях: подросток (на момент встречи с читателем все герои - подростки или близки к возрасту «переходности») не совсем ребенок. Недаром во времена Суворова, Нахимова и Ушакова юноша - полноправный член взрослого общества; но и современному юноше, не имеющему таких возможностей и прав, хочется своих собственных поступков, хочется, чтобы его уважали и принимали уже как взрослого, а не как малыша: отсюда происходят самые разные варианты «проявлений себя» в переходном возрасте. Во всех книгах серии главные герои охарактеризованы как смелые, инициативные, может быть, слегка дерзкие, но именно с малых лет положительные, и во всем тексте каждой книги читается: каждый из этих великих полководцев и в детстве, и в юности проявлял себя по-особенному ярко и хорошо. Так в читателя исподволь закладывается не только историческое знание, но и уважение к положительным чертам своего собственного характера, возможно, способность не стесняться их среди сверстников (компании бывают разные), а также умение проявлять их к месту и не гордиться ими.

Чем еще выделяется данная серия среди многообразия биографической литературы? Каждая из книг небольшая по объему, ее можно при желании прочитать за один подход. При этом повествование действительно увлекательно, дробится на ответвления сюжета и занятные истории. Конечно, оно содержит в себе яркие эпизоды из биографии каждого из героев, совсем немного дат (наиболее важных), и, главное, живые примеры взаимодействий между людьми, полулегендарные случаи проявления ума, мужества, честности и великодушия. Например, в книге о Нахимове обращает на себя внимание не столько само перечисление подвигов знаменитого адмирала, сколько детали, не всегда напрямую относящиеся к подвигам: самовольная смена курса корабельной эскадры на учениях ради того, чтобы избежать каменной отмели, готовность самому взять деньги в долг, чтобы помочь вдове портового работника, способность стоять под пулями противника, не уклоняясь (что в конце концов и сгубило адмирала). В книге о Суворове на первый план выходят не сражения (хотя им посвящен значительный объем текста), а его знаменитые афоризмы, а также выработанная с детства способность полководца легко и с радостью переносить бытовые сложности, стремительность его мышления и неизменная честность, конечно, не всегда нравившаяся другим. Заинтересовавшись личностью Ушакова, юный читатель, скорее всего, сначала обратит внимание не на даты и географические названия (они запоминаются постепенно), а на то, как тогдашний еще капитан Ушаков боролся с чумой в Херсоне, как на протяжении всей своей длительной службы он дорожил подчиненными, как безгранично любили они его в ответ.

Автор постоянно вводит в текст случаи проявления уважения и человечности не только к друзьям, но и к военному противнику: вот в знак уважения к Нахимову в день его похорон на некоторых вражеских кораблях приспускают флаги; вот Ушаков спасает врагов-французов от союзников-турок, которые начали убивать пленных; вот солдат Митрофанов по заветам Суворова отбивает у своих разъяренных товарищей пленных французов: «Солдат - христианин, а не разбойник».

Все это важно для создания общей благожелательной, благородной и поэтому романтичной атмосферы текста о непростом периоде в истории России. Скажем прямо, в военных отношениях романтика отсутствует напрочь, если рассматривать их как сухое описание дат, военных действий и потерь - но ребенку в самом его любознательном и пытливом возрасте может просто стать плохо от слишком нелицеприятной правды. А вот после таких книг, как эти, в душе становится тепло. Хочется пойти и совершить подвиг, спасти кого-нибудь, развить какие-нибудь собственные «мужские» способности - как после хорошей приключенческой книги хочется отправиться на поиски клада в ближайшем лесу или парке.

Только разница здесь в том, что вместо художественного вымысла мы получаем знание о действительно жившем русском герое, во многих смыслах ключевом для своего времени, о человеке, действительно преодолевшем все возможные и невозможные препятствия, чтобы стать первым на выбранном поприще, о роли Православия в повседневной жизни солдат и моряков, а также о том, какой ценой давались России войны и, главное, почему они начинались и к какому результату приводили. Так формируется чувство любви и уважения к прошлому своей страны, так вызревает мировоззрение в целом.

Поэтому, думается, серия будет весьма полезной для детей примерно с младшего школьного возраста (издатель рекомендует их для среднего звена) и старше, в качестве помощника при подготовке к урокам истории и интересного чтения на досуге.

Теги: