Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Наученные человечности

  • Автор обзора: Екатерина Ратникова

Великие княжны Романовы. Истинные русские царевны. Жизнеописание в пересказе для детей. Анастасия Чернова.
М.: Символик, 2022. — 64 с., ил.


Каждому ребенку, наверное, хотелось бы хоть раз в жизни попасть в сказку и узнать, как живут любимые сказочные герои. Конечно, мы не можем отправиться в страну вымышленных существ, например, или пообщаться с говорящими животными. Но всем известно, что героями сказок становились и реальные люди, обладающие особым статусом или талантом. Силачи, ученые, смекалистые самоучки из простого народа, колоритные вельможи и военные, а также цари и их окружение.

И вот о жизни последних, наверное, наиболее реально рассказать детям: несмотря на то, что образы сказочного «царя» или «царицы», а также их детей собирательны, осталось немало исторических свидетельств о том, как жили и чем занимались настоящие царские семьи, как они выглядели в повседневной жизни, о чем мечтали и как работали. Об этом и повествует нам новая книга Анастасии Черновой.

Книга издана для детей, но читается порой тяжело, видно, что рассчитана она на ребят, уже подготовленных к сложной правде о судьбе последнего русского царя. Она — о реальной жизни, порой сложной, порой очень страшной. Уже в названии автор подчеркивает: речь пойдет об истинных царевнах (противопоставленных исподволь «неистинным», то есть сказочным). Чем же они отличаются от вымышленных нежных созданий в пышных платьях?

Повествование начинается максимально реалистично: у девочек урок чистописания. Оказывается, как и большинству обычных современных детей, им приходится учиться: мы видим обычных живых девочек, которым скучновато, которым хочется играть и бегать вместо занятий, у которых есть «домашние» вполне прозаические имена и даже прозвища. Они скачут по мебели, шумят, отвлекаются — обычные дети. «Сказочные принцессы, пожалуй, вкушали бы сладости из хрустальной посуды и катались бы на белом единороге. Всегда ходили бы возвышенные, почти призрачные. Наша же книга — посвящена реальным русским царевнам, великим княжнам», напоминает автор. И далее описывает повседневную жизнь княжон — кратко, но образно, на самых ярких примерах событий.

Мне очень понравилась художественность языка: чувствуется, что в данном случае приемы выразительности стали замыслом. С помощью них автор хочет показать читателям мир царской семьи максимально близко и ярко. Каждое из событий изобилует деталями и эмоциональными репликами, и вот — благодаря языку событие оживает. Мы как будто находимся рядом с царевнами в те моменты их жизни, которые приоткрыты нам вроде как случайно и оттого более притягательно. Если бы это была книга для взрослых, возникли бы вопросы к принципу повествования: так реалистично, с изобилием эмоциональных диалогов редко кому удается писать на исторические темы. Но так как это издание для детей — подход выбран единственно верно, потому что дети воспринимают именно эмоции, а не сухой пересказ. Очень реалистично описаны страдания неизлечимо больного царевича, в мельчайших деталях воссоздан тяжкий быт сосланной в Сибирь царской семьи… И тут же так же подробно описывается и хорошее: рукоделие, домашние игры и традиции, праздники, подарки.

Все это, на мой взгляд, и служит тем изменчивым фоном, который подсвечивает неизменно светлый облик великих княжон. Облик, поддерживаемый ими изнутри, независимо от того, что происходит вокруг. В отличие от сказочных капризных принцесс, их характеры закаливала, например, необходимость улыбаться гостям на официальном приеме, когда в дальних комнатах дворца мучается брат. Необходимость посещать больных туберкулезом, когда знаешь, что лекарств от туберкулеза нет и ты можешь заразиться. Необходимость всегда «держать лицо» внешне и быть сострадательной и мудрой внутри. Легко быть «воздушной» принцессой тогда, когда все хорошо: ты можешь беззаботно играть в дорогой обстановке дворца в теплых и удобных одеждах, можешь учиться или делать вид, что учишься, можешь дурачиться с сестрами в саду. А как поведет себя человек в туберкулезном или военным госпитале? А в условиях тюремного заключения? Каково ему будет попасть в сложные бытовые условия, если он к этому не привык с младенчества, как отнесется он к надобности зашивать самостоятельно рваную одежду, отогревать дыханием закоченевшие руки? На момент ареста сестрам было соответственно: Ольге — 22 года, Татьяне — 21 год, Марии — 19 лет, Анастасии 17. Фактически это уже взрослые девушки, даже не подростки. Люди в этом возрасте могут уже не только по-разному реагировать на стресс, но и выбирать очень разные стратегии поведения. Но и в условиях ареста и полнейшей неопределенности будущего каждая выбрала для себя путь не только физического выживания (сажать овощи, помогать другим, заботиться), но и сохранения своей внутренней цельности, состояния царственной доброжелательности ко всем, а ведь это самое сложное.

Мне кажется, эта книга хороша тем, что в простой, понятной детям форме подсвечивает чрезвычайно важную мысль. Каждый человек создан по образу и подобию Божию, и каждый христианин в идеале носит внутри себя это чистое, светлое чувство, как носит нательный крест на груди. Конечно, в реальности жизнь складывается по-разному — никто из нас не может, наверное, сказать, что живет самую идеальную свою жизнь. Но сложность жизни настоящей царской семьи, в отличие от сказочной и в отличие от жизни подданных своей страны, в том, что царь не просто назначен, он помазан на царствие (то есть фактически — дан народу свыше). Поэтому он и его семья несут огромную ответственность: они должны не только править здесь, на земле, но и служить примером истинно христианского поведения для остальных. Делать других лучше через собственный ежедневный духовный труд. Именно поэтому автор подбирает такие сложные порой для восприятия моменты и окрашивает их эмоциями, чтобы показать условия этого труда и, возможно, заставить маленьких читателей задуматься. Глубина личности не приходит от легкости жизни, от вседозволенности, она — опыт преодоления, трудный и болезненный. Царь — это не богатый бездельник, которому абсолютно все можно. Царю дается страна для защиты, для развития и благоустройства, для воспитания подданных хорошими людьми. Об этом и рассказывает нам эта книга. Без сусальности, наигранной нежности в образах героев, без жалости автора к героям, которая порой мешает биографам показать ситуацию такой, какая она есть.

Николай II, от природы совестливый, мягкий, богобоязненный, старался жить насыщенной духовной жизнью в любых обстоятельствах. В этом его поддерживала супруга, пришедшая к Православию через годы изучения основ веры и принявшая их всем сердцем. Мы не будем сейчас говорить об истории государства, в предлагаемой книге мы просто видим, что в условиях, созданных родителями, их дети, с раннего возраста наученные человечности, сострадательности, простоте быта и высоте духовной культуры, оказались, как бы странно это ни звучало, прекрасно подготовлены к беде, которая с ними случилась. Автор не дает личных оценок событиям, в которых участвовала царская семья, но тонко и умно подсвечивает главное: почему быть настоящей царевной так непросто и почему именно семью последнего русского царя мы видим в храмах на иконах. «Невозможно победить тех, кто верит в Бога и творит дела любви. Ведь когда любишь своих друзей и даже врагов, то небо становится близким, а жизнь — вечной»…

Екатерина Ратникова/Журнал «Православное книжное обозрение»