Не могу, Господи, жить без Тебя
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: «Не могу, Господи, жить без Тебя!»
- Автор книги: митрополит Антоний Сурожский
М.: Никея, 2023. — 368 с.
В следующем году исполнится 100 лет со дня рождения выдающегося проповедника 20 века -
митрополита Антония Сурожского. Его слово обращало и продолжает обращать ко Христу сотни тысяч людей во многих странах мира. Для проповедей и бесед Владыки характерны живой опыт богообщения, глубокое понимание сущности христианства, блестящий и меткий язык. Сегодня распространяются аудио и видеозаписи его выступлений, издается и множество печатных сборников. Один их них мы предлагаем сегодня вашему вниманию. В эту книгу вошли размышления митрополита Антония о молитве, а называется она –
«Не могу, Господи, жить без Тебя!».
1. Эта книга вышла в свет при содействии Фонда «Духовное наследие митрополита Антония Сурожского» и издательства «Никея». Посвящено издание такому духовному деланию как молитва. Автор размышляет на такие сложные темы: как встретиться с Небесным Отцом в молитве? Зачем говорить с Господом? Что такое молитва-рассуждение? Что делать, когда нет желания контакта с Богом? Как молиться за умерших? Стоит ли молиться за обидчиков, если не хочется? На все эти и другие вопросы и отвечает владыка Антоний в своей книге – «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Многие из бесед переведены специально для сборника и публикуются впервые.
2. В первой части книги, название которой «Звать Бога по имени», автор в первую очередь говорит о страшной глубине молитвы. «Приходится слышать, - говорит Владыка, - и читать в современной литературе: молитва так интересна, молитва так полна жизни - почему бы вам не приступить к молитве? А мне хотелось бы, наоборот, сказать: будьте осторожны! Молитва полна глубины, но глубины страшной, поистине страшной, потому что это встреча лицом к лицу с Самим Господом. Моисей, пророки, праведники с трепетом подходили к Богу - а они были святые... как же Мы можем приступить к Богу без страха и трепета? Ведь всякая встреча с Богом это нечто подобное последнему суду: безответственно в Божие присутствие нельзя прийти.
3. Встретив Господа, можно отойти от Него только оправданным или осужденным, другом или врагом - среднего пути нет. Бог нас создал. Он нас создал для того, чтобы мы имели радость бытия, радость Им жить, радость Его знать, радость знать и любить друг друга. Он открыл нам возможность вместе строить Царство Любви, мира, вечной радости... Он наш Творец, мы от Него зависим совершенно. И это могло бы быть страшно, если бы это не был Бог любви, потому что зависеть от кого-либо страшно - если мы не любимы. Но он нас любит. Он нас так любит, что стал человеком, страдал, умер для того, чтобы мы могли быть свободны, любить и жить». Поэтому нам, по словам владыки Антония, «надо стать достойными тех молитвенных слов, которые мы произносим».
4. Далее архипастырь говорит о ценности молитвы. В частности, он отмечает, что «в какой-то степени говорить о ценности молитвы людям, имеющим молитвенный опыт, столь же бессмысленно, как и рассказывать о нем тем, кто такого опыта не имеет. Для новоначального молитва - как дыхание, как жизнь, как любовь, как все сущее, все, что для него важно. С этой точки зрения она выходит за рамки понятия ценности». А может ли, например, вопль всего нашего существа: «Господи, я не могу жить, когда Ты удаляешься от меня!» - иметь определённую ценность? Поразмышлять об этом предлагает владыка в первой части книги. Или вот такой вопрос, ответ на который не получают многие люди: «Почему я молюсь, прошу у Бога, а Он не отвечает на мои молитвы и не даёт мне просимое?» Причём эта молитвенная просьба может не исполняться годами.
5. Митрополит Антоний пишет так: «В 19 веке один писатель сказал: «Молитва - это прошение о том, что никогда не случается, адресованное тому, кто никогда не отвечает». Если ставить перед собой цель получить просимое сразу и в том виде, как нам хочется, - говорит Владыка, - то это определение очень часто оказывается верным. И в своем стремлении ощутить присутствие Бога мы вполне можем обнаружить, что Он безмолвствует. Но, отмечает архипастырь, молитва начинается в тот самый момент, когда мы обращаемся к Богу и приносим Ему не столько свои нужды, сколько жажду своего сердца, всего своего существа, когда мы проживаем свою жизнь с воплем: «Где Ты, мой возлюбленный и мой господин? Где Ты, отчего Ты скрыл от меня Свой лик? Я не могу без Тебя жить!»
6. Молитва начинается в момент просветления, в момент глубины, когда мы внезапно обнаруживаем - либо в юном возрасте, когда наш ум еще чист, а сердце светло, либо позднее, когда мы уже умудрены опытом, потрепаны жизнью и утомлены. Мы обнаруживаем, что в самой сердцевине нашего существа есть глубина, священное пространство, которое ничто из собранного на земле, ничто из полученного от тварного мира не может ни заполнить, ни насытить, ни реализовать его предназначение. Молитва начинается в тот момент, когда мы обнаруживаем голод, который нельзя утолить ничем из того, что может дать земля».
7. В следующей части книги, которая называется «Лицом к лицу», автор размышляет о как встретиться с Богом в молитве. Здесь он в частности пишет, что «жизнь духа нельзя высечь из тела или из души, как высекают искру из кремня. Жизнь духа - это жизнь Божия в человеке, и поэтому никакой человеческий труд, никакие ухищрения не могут ее в человеке вызвать или родить». Но «подвигом мы можем открыться Богу, стать гибкими для Его воздействия. Он обнимает всего человека: не только душу его, но и тело, ибо весь человек призван быть храмом живого Бога. Но особенное место в этом аскетическом труде, как и во всей жизни христианина, занимает молитва. Молитва, - отмечает Владыка, - не попрошайничество, не раболепство, ее двигатель - не страх и не корысть. Цель и сущность молитвы встреча с Богом. Реальная, живая, достоверная встреча».
8. Еще одна из насущных проблем духовной жизни современного человека, о которой говорит владыка Антоний, это наша ежедневная молитва. Многие верующие люди считают, что читая утреннее или вечернее правило, они выполняют долг перед Богом. Но, архипстырь со страниц этой книги призывает нас: «забудьте о долге, обязанности пере Богом. Мы все любимы Богом, и Он ждет от нас, что мы отзовемся сердцем, ожидает ответной любви, а не чувство долга». Подробнее об этом также читайте в этой книге. В целом о ней можно сказать, что тема молитвы – насущная тема, тема вечная, волнующая. Поэтому узнать ответы архипастыря на те или иные вопросы, касающиеся этой темы, будет всегда актуально и полезно для души.
***
Митрополит Антоний удивительный проповедник центром его жизни, его опыта была молитва. Тексты книги - о разных аспектах молитвы: молитва как мистический опыт и молитва среди повседневных забот, молитва просьба и молитва-благодарность, молитва на богослужении и Иисусова молитва. Владыка говорит с тактом, любовью и уважением к своим слушателям и при этом парадоксально, мощно, таинственно. После этих текстов хочется молиться! А в конце есть «молитвослов» митрополита Антония – его молитвенные обращения к Богу, которые могут найти отклик в сердцах читателей и стать подспорьем для личного разговора с Творцом.
Телеканал "Союз"/У книжной полки