Не проезжайте газонокосилкой по иконе
- Автор обзора: Ольга Протасова/"Православная вера"
О воспитании на евангельских принципах
Есть книги, после прочтения которых невольно вздыхаешь: «Почему же она не попала ко мне раньше? Скольких ошибок можно было бы избежать!». В их числе для меня книга Филиппа Мамалакиса, американского православного богослова, педагога и семейного психолога, отца семерых детей, под названием «Икона и газонокосилка», выпущенная издательством «Даръ». Автор предлагает уникальный подход к воспитанию детей, объединяющий евангельские принципы и лучшие достижения современной психологии и педагогики. В этой книге психологические приемы нисколько не противоречат христианским ценностям — скорее, напротив, служат им, что, пожалуй, является самым большим достоинством этого серьезного, глубокого труда. В наше время при всем многообразии литературы, посвященной воспитанию детей, книги, написанные в таком ключе, действительно редкость
Предисловие к изданию написал протоиерей Алексий Уминский — настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, публицист, телеведущий. Он назвал книгу «настоящим событием для христианской педагогики и бесценным даром для родителей». Отец Алексий так пояснил свою высокую оценку: «…эта книга не инструкция, а форма богословия. И это по-настоящему ново: мыслить и осуществлять педагогику как богословие. <…> Цель богословия — богопознание, и автор ставит ту же цель для педагогики! Это удивительное дерзновение совершенно подтверждается собственным родительским опытом и опытом христианским».
В начале своей книги автор предупреждает: «Эта книга не о том, как быть совершенным родителем, а о том, как совершенствоваться во Христе как родитель».
Последовательно, глава за главой, Филипп Мамалакис раскрывает перед читателем основные принципы христианской педагогики, главный из которых — воспитывать, держа в уме конечную цель. Для родителя-христианина это означает не сделать ребенка послушным и удобным для себя, а помочь юному человеку стать тем, кто знает, зачем он живет, умеет делать осознанный выбор и отвечать за свои поступки.
«Дети — это не задачи, которые надо решить, но личности, которых надо любить и направлять. Эта книга — путеводитель к пониманию, что происходит с ребенком и как эффективно реагировать на трудности, с которыми мы ежедневно сталкиваемся как родители. Воспитание заключается в любви и направлении наших детей через эти самые трудности, а не в установлении контроля над их поведением», — говорит автор.
Название книги довольно необычно и требует пояснения. Христианин призван в каждом встречном видеть образ Божий. Каждый человек — это икона, но мы часто напрочь забываем об этом, когда дело касается наших детей. Филипп Мамалакис возвращает нас к идее видеть в ребенке образ Христа. Это значит относиться с уважением, даже с благоговением, но при этом не потворствовать похотям.
Но при чем же тут газонокосилка? Только что говорили об иконе — и вдруг садовая техника… Автор сравнивает плохое поведение детей с сорняками, которые портят красивый ровный газон. Можно ликвидировать эту неприятность быстро: срезать сорную траву газонокосилкой, но тогда в долгосрочной перспективе проблема только усугубится — сорняки станут еще более сильными и продолжат портить газон. Для того чтобы решить проблему кардинально, нужно приложить труд иного порядка: вручную с корнем выдернуть каждый сорняк. Так и с воспитанием. Можно отреагировать на плохое поведение ребенка наказанием, гневным окриком, нотацией, причитанием, но это не научит юную личность поступать правильно. «Нет короткого пути к красивому газону или преуспевающим детям. Не проезжайте косилкой по вашим детям! Если мы учим детей ценностям и добродетелям Царства Божия, в каждый момент нашего общения с ними мы должны научиться отвечать детям, а не реагировать».
Автор щедро делится собственным опытом отцовства. Его семеро детей — главные герои книги, и мы видим, как они шалят, капризничают, безобразничают, грубят. Но также видим, как их отец каждый раз преодолевает искушение отреагировать быстро, по шаблону, и отвечает на неприемлемое поведение не наказанием, а воспитанием.
«Мы привыкли, что каждое утро в воскресенье мои сыновья, одетые с иголочки в красивую одежду перед выходом в церковь, не могут пройти мимо луж, не попрыгав в них. Сказать им: “Не надо прыгать по лужам в ваших выходных ботинках”,— значит еще больше их раззадорить. А вот если я произнесу: “В случае если вам удастся сохранить обувь и одежду чистыми, вы сможете попрыгать по лужам после церкви”, — мои мальчики будут концентрироваться на том, чтобы сделать правильный выбор. Возможны варианты. Например, я могу дать им мягкое предупреждение: “Маркос, когда мы можем прыгать по лужам?” — или: “Маркос, в каких обуви и брюках мы хотим войти в церковь?” <…> Мягкие предупреждения должны концентрироваться на поведении, которое мы хотим видеть, а не на том, которое не хотим».
Много внимания автор уделяет тому, что родителям совершенно необходимо знать возрастные особенности развития ребенка. Эти знания освобождают старших от раздражения и усталости по поводу «неправильного» поведения чада.
«Когда вам два года, фломастер и чистая стена кажутся вам словно созданными друг для друга. И если мы огорчаемся, видя дочь, рисующую на только что покрашенной стене, то должны понимать, что это нормально для ее возраста. Детей нельзя наказывать за то, что они действуют соответственно их возрасту. Мы должны устроить мир своей дочери таким образом, чтобы она обучалась тому, что ей нужно знать».
Отдельные главы посвящены наказаниям. Автор объясняет, почему привычные «воспитательные» методы не дают желанного эффекта, а лишь создают атмосферу нелюбви.
«Искушение заключается в том, что мы считаем: чем чаще или строже наказываем ребенка за проступки, тем быстрее он обучится их не совершать. И когда ребенок неизбежно совершает ту же самую ошибку, родители ищут способ усилить наказание, словно нашей задачей является подвести ребенка к бесприкословному подчинению. Скоро эта ситуация превращается в “мы против них”, то есть войну родителей и детей».
По мысли педагога, истинная родительская любовь не делает жизнь ребенка проще. Но вместе с тем любовь — это не контроль. «Любовь выражается в реальном аскетизме. В том, чтобы устоять перед искушением: не сдаться или разозлиться, терпеть не только плохое поведение детей, но и процесс их обучения, устанавливать твердые и последовательные границы, тогда, когда мы сами находимся на стороне чувств. Аскетичное служение, необходимое в воспитании,— это акт любви, направленной к детям и, как мы верим, ко Христу. Мы как родители призваны Христом в каждом воспитательном действии отказаться от своих импульсов и желаний и приблизиться к Нему».
Отдельные главы посвящены покаянию. Автор считает способность взрослого просить прощения у своих детей за ошибки и неправильные реакции важнейшим и самым действенным педагогическим приемом.
«Детям нужны не идеальные родители, а только родители кающиеся. <…> Если мы стараемся любить детей и расти во Христе, наши ошибки становятся просто еще одной возможностью их научить. Помните: больше всего дети учатся тем, как мы живем, чем тем, что мы говорим. Дети учатся, как справляться со своими ошибками, глядя на то, как мы справляемся со своими. Поэтому мы должны научить наших детей радости покаяния».
Эта книга — как камертон для внутренней настройки нашего родительства на правильную евангельскую тональность. Она задает тон и помогает возвращаться к нему, если мы сбиваемся. А мы обязательно будем сбиваться. Автор честно говорит, что ему далеко не всегда удается придерживаться описанных им самим принципов воспитания. Но признавая это, он сам каждый раз возвращается на верный путь и показывает своим детям в этом пример честной христианской жизни. Да, следовать принципам этой книги любому родителю будет трудно. Но ведь быть христианином тоже очень трудно. Это же не значит, что мы отказываемся от этого пути. Тем более мы не имеем права отказываться от него в том, что касается наших детей.
Православие и современность