Не в силе Бог, а в правде!

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Зоберн Владимир. Бог и Победа.
М.:Издательство АСТ,2020. – 512 с.


К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне вышла книга «Бог и Победа. Верующие в битвах за Россию», подготовленная главой московского издательства «Русская миссия», членом Союза писателей России Владимиром Михайловичем Зоберном, неоднократно выступавшим автором-составителем книг православной тематики. Это издание книги не первое, но оно исправлено и дополнено по сравнению с предыдущими.

Представленный в издании материал характеризует роль Русской Православной Церкви в трёх изматывающих войнах, определивших судьбу нашей страны: Отечественной войне 1812 года, Первой мировой и Великой Отечественной. Открывает книгу предисловие, составленное первым лауреатом Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия, сопредседателем Правления Союза писателей России Владимиром Николаевичем Крупиным, отметившим, что эта книга «о войне, как о времени и Божия наказания, и человеческого искупления», ведь «война становится Священной, когда мы сражаемся со злом».

Далее следует предисловие самого автора-составителя, посвятившего свой труд отцу, Михаилу Альфонсовичу Зоберну, участвовавшему в Великой Отечественной войне (его боевому пути посвящена одна из глав книги). В нем война характеризуется как «великое противостояние православия, для которого в СССР наступили тогда нелёгкие времена и "тёмной силы", новой религии фюрера». Помимо предисловий, издание содержит две части, заключение и список литературы.

Часть первая книги называется «Великая Отечественная», она самая объёмная и состоит из пятнадцати глав. Повествование начинается с характеристики довоенного этапа, когда осуществлялась попытка изменить ментальность народа, стереть глубинную историческую память, что особенно проявилось в борьбе с религией.

Одним из первых документов, ознаменовавших формирование советской конфессиональной политики, стал декрет Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, провозгласивший принцип лишения религиозных организаций собственности, что повлекло за собой захват церковного имущества и ценностей. С 1919 года развернулись кампании по вскрытию святых мощей и закрытию монастырей.
Гонения на Русскую Православную Церковь активизировались в 1922 году в связи с постановлением ВЦИК от 23 февраля об изъятии церковных ценностей. Это были расправы с противниками этой акции, расстрелы представителей духовенства и активных мирян, арест Патриарха Тихона. По свидетельству академика Д.С. Лихачёва, преследования Церкви «были настолько невыносимы для любого русского, что многие неверующие становились верующими, психологически отделялись от гонителей», поскольку осуществлялось «разрушение России и русской Церкви, происходившее на наших глазах с убийственной жестокостью и не оставлявшее никаких надежд на возрождение».

Начавшаяся в конце 1920-х годов пятилетка была объявлена «пятилеткой безбожия». В это время шла открытая атака на действовавшие храмы. Проводились массовые кампании с призывами отказаться от празднования религиозных праздников, требованиями снять колокола, закрыть церкви. В борьбе за достижение этой цели широко применялись административные и репрессивные меры. Но, несмотря на мощное силовое воздействие, православная вера и религиозные традиции сохранились.

Русская Церковь находилась в обескровленном состоянии, когда в День Всех Святых, в земле Российской просиявших, началась Великая Отечественная война. Опора на материалы «Журнала Московской Патриархии» военных лет, воспоминания участников событий, сведения новейших исторических исследований позволили В.М. Зоберну продемонстрировать масштаб патриотического служения священнослужителей и мирян в это тяжелое для Родины время. Нельзя не сказать о морально-нравственном влиянии, сборе денежных средств, помощи раненым.
Христианское обоснование справедливого характера борьбы нашего народа за своё Отечество, проповедь Церковью равенства всех людей перед Богом, осуждение фашистской идеологии, содействие в укреплении морального духа граждан, предотвращении коллаборационизма на оккупированных территориях, стремление максимально помочь фронту, поддержать антифашистское сопротивление в православных странах Европы объективно совпадали с государственной позицией и способствовали сближению власти и Церкви.

В книге представлено множество свидетельств Божьего промысла, а также нашли отражение важнейшие события периода: богослужения ранней Пасхи 1942 года; «знаменательная встреча» И.В. Сталина 4 сентября 1943 года с высшими церковными иерархами; состоявшийся 8 сентября в Москве Архиерейский Собор, на котором 19 иерархов единогласно избрали Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия (Страгородского); передача Красной армии в марте 1944 года танковой колонны имени Дмитрия Донского, созданной на пожертвования верующих (причём все приходы внесли свой вклад, средства поступали даже с оккупированной фашистами территории) и др.

Автор-составитель предоставляет возможность читателю не только ознакомиться с панорамной картиной роли Русской Православной Церкви в период испытаний, но и знакомит с мужеством, подвигами, подвижническим трудом конкретных священнослужителей: святого хирурга, архиепископа и профессора Луки (Войно-Ясенецкого), архимандрита Кирилла (Павлова), протоиерея Валентина Бирюкова и других. Хотя, как отмечает В.М. Зоберн, «на полях Великой Отечественной не было полковых священников, не было молебнов перед боем, но родные и близкие молились за русских воинов, за их победу, молились и в немногочисленных храмах, оставшихся открытыми во время гонений на Церковь. Русская Православная Церковь в те страшные годы была, как и всегда, со своим народом».

Часть вторая представляемого вниманию читателей издания называется «Две войны» и повествует о полковых священниках и верующих, участвовавших в событиях Отечественной войны 1812 года и Первой Мировой войны 1914–1918 годов. Хотя, как уже отмечалось выше, вторая часть значительно уступает по объёму материалам по Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в ней содержатся ценнейшие сведения. Так, в издание попали свидетельства о переписке императора Александра I с митрополитом Платоном (Левшиным), о деятельности Святейшего Синода и партизан-церковнослужителей в 1812 году, а также воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота Георгия Шавельского о деятельности военного духовенства во время Первой мировой войны.

В заключительной части справедливо отмечено: «В этой книге немало примеров такой Божественной помощи, когда Господь благословлял русский народ на победу. И Наполеон, И Гитлер, бросившие к своим ногам почти всю Европу, вторгшись в Россию, потерпели поражение. <…> Не в силе Бог, а в правде, как говорил любимый русским народом святой князь-полководец Александр Невский. Русский народ всегда верил в эту истину, веками черпал бесстрашие и силу духа в православной вере, шёл в бой с крестом на груди и молитвой на устах».

Завершает книгу подробный список использованной литературы, включающий в себя несколько сотен изданий (монографий, статей, интернет-публикаций).

Книга, как справедливо отметил митрополит Тихон (Шевкунов), «нужная, интересно составлена, это видно сразу». Представляемое издание базируется в первую очередь на воспоминаниях очевидцев – их можно назвать голосами эпохи – и будет интересно широкому кругу читателей.