Небо нашей жизни

  • Автор обзора: Телеканал Союз

45.png

Что такое чудо? Как распознать замысел Божий о себе? Может ли христианин считать, что у него есть судьба? Как соотносятся между собою судьба и вера? Как христианин относится к смерти? Как перенести смерть близкого человека? Каковы должны быть взаимоотноше­ния между священником и верующими? Кого счи­тать духовным отцом? Почему и как важна молитва — церковная и домашняя. Как часто нужно молить­ся? Как Церковь относится к внезапным болезням и исцелениям? Есть ли связь у Церкви с целительством? Может ли христианин служить в армии, ведь есть за­поведь «не убий!»? Это лишь небольшая часть тех во­просов, на которые попытался ответить митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, книгу которого мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в Издательстве Эксмо и называется – «Небо нашей жизни: Бог, человек, церковь».

Автор этой книги - митропо­лит Белгородский и Старо-оскольский Иоанн. Председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата. Действительный член (акаде­мик) Петровской академии наук, Международной Кирилло-Мефодиевской Академии славянского про­свещения, а также почетный профессор Белгород­ского государственного университета. С декабря 2004 года возглавляет Комиссию по духовной безопасно­сти при полномочном представителе Президента Рос­сийской Федерации по Центральному федеральному округу, одновременно являясь руководителем Регио­нального комитета по планированию семьи. 7 июня 2012 года владыка Иоанн был назначен главой но­вообразованной Белгородской митрополии и 18 июля того же года возведен в сан митрополита.

В предисловии книги автор пишет: «Есть время историческое, оно отсчитывается по важнейшим для человечества событиям. Есть время космическое, связанное с движением галактик и пе­риодами обращения планет вокруг звезд. И есть лич­ное время — его создает человек сам, по вехам своей памяти. Это личное время встречается с Божествен­ной вечностью. Тогда человек ощущает себя как бы вне времени — на небе своей жизни. Есть два подхода к жизни. Есть рациональный — и к жизни, и к Церкви, когда пытаешься все объяс­нить. Но если все известно, то вера-то и не нужна. С такими же мерками, рациональными, люди под­ходят и к Таинствам церковным. Они ищут себя в Церкви, они приходят туда, чтобы «подзарядиться». Они очень легковерны и быстро разочаровываются, в них нет твердости веры. Им постоянно нужно чу­до.

Такие были и во времена Христа, они ждали от Сына Божия постоянного чуда, знамения. Хотя Он говорил им, что не будет никакого знамения, кроме того, что Он будет распят и воскреснет и через это произойдет спасение. Рациональному уму важен внешний эффект. И чудеса ему нужны до бесконеч­ности. Люди ждут чудес от Господа, как от факира, — «удовлетворенная потребность рождает новую по­требность». Но чудо-то в другом! Оно должно рождаться в ду­ше человеческой от соприкосновения с таинствен­ным, когда человек почувствовал, что стал чище и лучше. Второй подход, когда человек ищет Бога в себе, в своей душе, потому что он — творение Божие. Та­инство Евхаристии, как и любое Таинство, заключа­ется в том, что под видимыми, внешне всем понятны­ми действиями, дается душе верующего невидимая благодать. И если бы это можно было объяснить, то это были бы уже законы физики или психологии. А это — тайна соединения со Христом.

В христианстве есть две основные заповеди: «Воз­люби Бога своего всем сердцем, всем разумением сво­им» и «Возлюби ближнего, как самого себя». Меня, - говорит владыка Иоанн, - часто спрашивают, а что значит «возлюби ближнего, как самого себя» и что в себе мы должны любить? Ко­нечно, не те страсти, которым мы в себе потакаем. Это будет эгоизм. Нельзя отделять эти две заповеди друг от друга. Человек должен научиться полюбить Бога в себе и увидеть эту любовь к Богу в ближнем. И именно за эту любовь к Богу возлюбить его. Тогда человек видит внутри себя небо. И в этом ответ на во­прос, зачем надо ходить в храм. Это как раз то место, где человек может пребывать в некой симфонии с другими людьми, которые чувствуют так же, как и он. Вместе с ним на небе его жизни поселяются и еще многие люди.

По словам владыки Иоанна, «душа человека тянется к своему Творцу. «Она, ко­нечно, знает родительский дом: от Него и оттуда она пришла», — сказал один древний мудрец. Каждый че­ловек вспоминает о матери и отце, где бы ни был, в те­чение всей своей жизни. У души человека есть свое отечество, и она тоже о нем вспоминает постоянно — чаще, чем человек вспоминает о матери и отце. В течение жизни человек испытывает попеременно, то ощущение защиты, то ощущение опасности. И он хочет находиться под защитой и избежать опасности. В каждом живет стремление спастись. Храм — это ме­сто, где человек находится под защитой. Храм распа­хивает нам окно мира иного, дает возможность при­близиться к Богу, к тайне жизни, тайне сотворения человека и получить спасение. Христос говорит: «...где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18,20). Поэтому сопричастность ко Христу — на­шему Спасителю — является нам в Доме Божием, на земном небе. Приходящий в храм — как ребенок, его надо ве­сти ко Христу. Любящий родитель не позволяет своему ребенку всего — это опасно. Так и в духов­ной жизни — она имеет свои законы, поэтому вхо­дящий в Дом Божий должен найти своего настав­ника. Люди приходят в храм в поисках такого человека, священника, чтобы проверить, не запу­тались ли они в дебрях самоанализа или ложной мистики.

Эта книга, по словам автора, рассказывает о самых важных моментах жизни че­ловека, увиденных через призму вечности. Тема от­ношения времени к вечности и вечности ко времени в любое время, в любой стране и при любом обще­ственном строе рождает много вопросов. В настоящей книге — продолжение этой темы. Здесь есть и ответы на новые вопросы о вечности и времени. Кто-то их обходит, как бы не замечая. Кто-то задает эти вопро­сы постоянно — себе и священникам. Ответы важны как верующим, так и неверующим. Местом, где встречаются личное время человека и Божественная вечность, является храм. Какое время течет в храме и чем оно отличается от времени вне храма? В этой книге много внимания уделено именно храму: что такое православный храм и как он устро­ен, почему его называют небом жизни.

Человек любит своих близких и родных. Семья — это и он сам, это его домашняя церковь. В этой книге есть ответы на вопросы об отношениях между людь­ми, и особенно — отношениях внутри семьи. В чем смысл христианского супружества — когда два чело­века решают вместе идти в вечность? Как родителям увидеть в ребенке Божественный замысел о нем? Познавая себя, человек познает тот замысел, кото­рый был вложен в него Богом при рождении. Человек не своей волей приходит в этот мир. Его призывает Господь, и Господь просвещает человека. Он помогает понять, какое именно задание дано человеку в его жизни. Нужно узнать это задание и исполнить. Это очень трудно. Нужно решиться согласовывать свою волю с волей Божией. Предстоит борьба с самим со­бой. Человек внутри как бы разделен.

Апостол Павел сказал: «Доброго, которого хочу — не делаю. А злое, которого не хочу — делаю». Очень важно вовремя распознать свои страсти — эти движения, которые отделяют от Бога. Если же Господь призвал человека на служение, то исполнять его следует в согласовании с Его волей. Однако все разговоры о Боге и Его воле так или иначе сводятся к разговору о Священном Писании. И об этом также пойдет разговор в этой книге. Конечно, - признается владыка Иоанн, - ответить подробно на все вопросы не­возможно. Однако я обозначил наиболее важные из них, сгруппировал в разделы и предложил читателю. Пусть эта книга напоминает мозаику. Но из мозаики, обожженной в печи, создавались и создаются иконы. Эта книга тоже будет такой мозаикой — и немного иконой, сохранившей мерцание вечности. Ведь раз­говор пойдет о самых важных и насущных вещах.

***

Эта книга, по словам издателей, - как сокровенная беседа читателя с одним из иерархов Русской Православной Церкви, ее пастырем, митрополитом Белго­родским и Старооскольским Иоанном. Владыка написал книгу, опираясь на свой многолетний опыт общения с прихожанами, именно о том, что люди хотят получить, переступая порог храма. Наша вера, наша душа, наша родина, наш дом, наши близкие. Счастье и благополучие, трудности и беды, многие насущные нужды прихожан - вокруг нашей святыни, на небе нашей жизни. Эта книга - о главных смыслах, с которыми мы живем и встречаемся с вечностью.

Источник: Телеканал "Союз"

Теги: