Негасимый свет

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: Негасимый свет: рассказы и очерки
  • Автор книги: протоиерей Димитрий Шишкин

М.: Издательство Сретенского монастыря, 2018. – 416 с.


Помните стихотворение Николая Заболоцкого о некрасивой девчонке? Оно заканчивается такими строками: то что есть красота

И почему её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

И правда, что есть красота и может ли она играть какую-то роль в спасении человека? Нужна ли она вообще тому, кто решил полностью уйти от мира, отрешиться от всего, что есть в нём? Однако мы знаем, что многие святые были созерцателями, а созерцание - это ничто иное как возвышенное, глубокое размышление о Боге и Его Домостроительстве, ощущение благодатного Божественного присутствия. О поисках Божественной красоты размышляет протоиерей Дмитрий Шишкин в книге, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря в «Зелёной серии надежды» и называется - «Негасимый свет».


1. Автор этой книги - протоиерей Дмитрий Шишкин - родился в 1970 году, в Симферополе. В 1988 году принял крещение, 1992-м - работал трудником в Оптиной пустыни, затем жил и трудился в Инкерманском и Бахчисарайском Успенском монастырях. В 1995-м работал в столярном цехе Крымского русского академического театра. Окончил театральное училище. С 1999 года был актером Украинского музыкального театра. Затем трудился в епархиальном столярном цехе, служил пономарем в Симферопольском Свято-Троицком женском монастыре. В 2004-м рукоположен во священника. Служил в Свято-Троицком монастыре, затем в симферопольском соборе Трех святителей. С 2012 г. был настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в пгт. Почтовое Бахчисарайского района, в данный момент - настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» Симферопольской и Крымской епархии. Постоянный автор сайта «Православие.ру».

2. Как отмечают издатели, рассказы и очерки, собранные в книге «Негасимый свет», написаны протоиереем Дмитрием Шишкиным в разные годы. Отец Дмитрий искренне рассказывает о своих духовных исканиях, о неутолимой жажде Бога, которая с самого детства побуждала его во всем находить отблески Божественной красоты. Он позволяет читателю заглянуть в потаенные уголки своего сердца, начиная от светлых детских озарений и заканчивая духовными переживаниями уже зрелого человека, облеченного в священнический сан. «Вообще, самые сильные чувства, как правило, связаны с детством», - пишет отец Дмитрий. И именно детские воспоминания открывают эту книгу.

3. В первом своем рассказе автор вспоминает, как будучи еще мальчиком начального школьного возраста, он очень мечтал поехать в пионерский лагерь. Эта мечта осуществилась тогда, когда он подрос и стал пионером. И потом бывал в лагере не один раз, и понял, что не всё там на самом деле чудесно. Наряду с Крымской природой, где  «и радость солнца, воздуха, света, и восторг купания в море», были ещё и ранние подъемы, и бессмысленные линейки, и «трудовые десанты». Как отмечает автор, «описывать все перипетии пионерской лагерной жизни, не хватит и суток, а я совсем не для этого начал свой рассказ». А то, что он захотел поведать читателю, «ни в какие ворота советской действительности не лезет».

4. В общем, однажды на одной из смен, все ребята вечером смотрели какой-то фильм, а после начались танцы, а он танцевать не умел. Тогда, как рассказывает отец Дмитрий, неугомонные девчонки решили его научить. Что было делать? Он решил сбежать. Но удрал не сильно далеко. Так, прошелся немного по набережной и спустился по ступеням к морю. «Но как же здесь, - говорит автор, - все было иначе! Музыка доносилась уже отдаленно, зато увлек, поглотил внимание равномерный, умиротворяющий плеск волн. Я немного посидел, прислушиваясь, и вдруг остро почувствовал присутствие Иной жизни… не той, которая «способ существования белковых тел», и не жизни природы, стихии, а чего-то, что наполняло эту стихию глубоким человеческим смыслом.

5. Сердце томилось от какой-то неразрешенности. Словно что-то открылось в мире Другое, по-настоящему важное, о чем мне никто не рассказал, но что невозможно было сейчас не заметить, какая-то великая тайна, перед которой нельзя было вот так просто резвиться и делать вид, что ее нет. Я посидел еще немного и рассеянно побрел в обход танцплощадки к лестнице и дальше – все выше и выше, удаляясь от шума человеческого веселья. Странно, но мне совсем не было грустно, и я не чувствовал ущерба от своего добровольного одиночества. Напротив, чем тише становилось вокруг, тем более отчетливо выступали из тишины приметы той – замеченной мной – Иной жизни».

6. Так впервые будущий священник, а тогда мальчик Дима, ощутил рядом с собой присутствие Бога. Что он знал о Нем? Ведь было «пионерское некрещеное детство в меру беззаботное, в меру скучное, в меру томительное от множества растворенных в воздухе сложных вопросов». Да и о Боге тогда не говорили открыто. Но, по словам Тертуллиана, душа человеческая по природе христианка, поэтому подсознательно мы всё равно ищем Бога, даже не зная о Нем. «Говорят, - пишет автор, - страдания и смерть – это следствие греха, но самое трагическое следствие греха – это забвение Бога: самого лучшего, что есть на свете! И вот из этой привычки, из этого забвения нам нужно обязательно вырваться. А воспоминания настоящего, как спасительные маяки, указуют путь».

7. Одна из частей книги называется «Крымские очерки» и здесь мы снова видим эти поиски автора Божественной красоты. Автор вспоминает, как в шестилетнем возрасте он приехал с родителями в Бахчисарай, и как «древний полуразрушенный монастырь с высеченными в толще скалы кельями, со стершимися ступенями и гулким пещерным храмом» произвел на него «впечатление небывалое, отличное от всего и, может быть, впервые надмирное». Спустя 16 лет обстоятельства снова привели его в Бахчисарайский Успенский скит. «Но на этот раз я, говорит автор, - уже ждал этой встречи, искал ее сокрушенным сердцем, и имя красоты было у меня на устах. Я знал, что имя это – Божественная благодать!»

8. Отец Дмитрий рассказывает и своей жизни в Оптиной пустыни, как по своем приезде туда он познакомился с послушником обители - Владимиром Пушкарёвым, который стал впоследствии иноком Ферапонтом, погибшем на Пасху 1993 года. Вспоминает, как он, увидев его, открылся перед ним, рассказав о многом наболевшем. А тот слушал. А потом они ещё долго беседовали, разговор их был неспешным и что называется «по душам». И самое удивительное для автора было то, что Владимир в монастыре слыл молчуном и даже как бы нелюдимым… «Впоследствии, я понял, говорит отец Дмитрий, что с его стороны это было подлинное проявление веры и жизни во Христе, как он это понимал и чувствовал».

***

Далее на страницах издания представлены записки автора о трудничестве в Оптиной пустыни, и о том, как они своей «оптинской братией» отправились восстанавливать Бахчисарайский Свято-Успенский скит. Как он встретил свою будущую жену, на брак с которой его благословил старец Одесского Свято-Успенского монастыря отец Иона. Так же в книгу вошли рассказ о паломничестве автора на Святую Гору Афон, портретные зарисовки разных людей, которых встречал он на своем пути, а также воспоминания прихожан отца Дмитрия о святителе Луке (Войно-Ясенецком), который оставил в их душе свой негасимый свет. Книга адресована не только православным читателям, но и всем, кому небезразличны вопросы веры и смысла жизни.

Телеканал "Союз"/У книжной полки