Краткое изложение Нового Завета

Автор: Священник Иоанн Бухарев Все новинки

Неистребимость света

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Зайцев Б.К. Путникам в Россию: Роман, очерки, публицистика
Сост., вступ. ст. и коммент. А.М. Любомудрова. М.: Сибирская Благозвонница, 2019. – 766 с. 


В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» в 2019 году при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям издательством «Сибирская Благозвонница» осуществлена публикация редких произведений Бориса Константиновича Зайцева (1881–1972), яркого представителя Серебряного века русской литературы, продолжившего своё творчество в эмиграции, чьи произведения о святых, подвижниках, писателях широко известны и давно любимы читателями.

Издание включает в себя вводную статью доктора филологических наук Алексея Марковича Любомудрова (он является также составителем и комментатором издания) «Родина на кресте», носящий черты автобиографичности роман «Дом в Пасси», изображающий жизнь героев в ситуации сложнейшего исторического разлома, оторвавшего их от России, двадцать три очерка и эссе Бориса Константиновича Зайцева периода эмиграции.

А.М. Любомудров отмечает, что «Борис Зайцев – один из немногих писателей, которых отличает цельное православное мировоззрение. Оно пронизывает всё его творчество и гармонично отражается в его художественном мире. Переживший революции и войны, лишенный родины, Борис Зайцев всегда оставался художником, принимавшим и любившим Жизнь, твёрдо верившим в Промысл. Он часто говорил о загадочности, непостижимости небесных путей, но не сомневался, что в любых испытаниях Господь не оставляет Своих чад и ведёт их ко спасению». 

Идейным ядром предлагаемого вниманию читателей романа «Дом в Пасси» являются размышления о вере. С одной стороны, роман знакомит читателей с жизнью оказавшихся не по своей воле на чужбине русских людей, которых судьба собрала в одном доме в Париже, с их каждодневными заботами, трудностями, тяжёлым бытом беженцев. Борис Зайцев выводит на страницах книги реалистичные образы людей различных профессий, социальных групп, политических взглядов, которые вынуждены адаптироваться в новых реалиях. С другой – на страницах романа поднимаются важнейшие мировоззренческие вопросы, в том числе о судьбах и роли русской эмиграции, без назидательности представлено религиозное восприятие мира, размышления о смысле бытия, обретении человеком духовной опоры, затронута тема крестного пути России в XX столетии.

Замечательный православный писатель, переводчик, публицист, классик русского зарубежья Б.К. Зайцев с болью, любовью и состраданием пишет о судьбе нашего Отечества: «Если смотреть на Россию взором здравого смысла, одного здравого, есть от чего содрогнуться. Но за здравым есть и не-здравый. В Промысел просто надо верить, как поверил в конце Иов. А это значит – всегда своё сохраняя и ничего не уступая, принять Крест как предложенный для неизвестных нам, необозримых, но и высших целей». Именно образ России является центральным в романе, о чём говорит и сам автор в автобиографическом очерке «О себе»: «Даже в романе «Дом в Пасси», где действие происходит в Париже, внутренне всё с Россией связано и из неё истекает».

В очерках и лирико-философских эссе запечатлены образы современников, совершивших жертвенный христианских подвиг в период суровых испытаний, выпавших на долю русского народа в XX веке. В частности, в очерке «Венец Патриарха» Б. Зайцев вспоминает Святейшего Патриарха Тихона и отмечает принципиальную позицию Предстоятеля Церкви, видевшего свою задачу в том, чтобы «сохранить Церковь, укреплять внутренне Православие, побеждать не оружием, а духом». «Патриарх избрал путь первохристианской Церкви: признал власть кесаря, но твёрдо отделил область Церкви».

Очерк «Памяти погибших» посвящён расстрелянным большевиками членам кадетской партии и содержит воспоминания очевидцев, биографические материалы. Несмотря на беды, обрушившиеся на Россию (война, революционные потрясения, террор), которые описывает Б. Зайцев в своих эссе, его проза наполнена не ожесточением, а чувствами смирения и покаяния, поскольку он стремится к вневременному осмыслению происходящих событий.

Интересны наставления Бориса Зайцева в эссе, давшем название всей книге «Путникам в Россию»: «К вам, молодым, едущим посетить Родину эти строки… Вы будете в новой, теперешней России, выросшей из страшной катастрофы … хотелось бы, чтобы о прежней, до-катастрофной России вы хоть немножко более были осведомлены. Что такое Россия XIX века? В отношении литературно-духовном Поль Валери ставит её рядом с древнегреческим расцветом и итальянским Возрождением. <…> Без крика и пропаганды давала Россия великую литературу, музыку, религиозно-философское движение начала этого века, в сопровождении движения литературного («серебряного»). На уровне ином, тоже без самовосхваления, незаметными сельскими учителями и учительницами, земскими врачами, рядом с великими писателями вносила Россия своё, посильное в дело культуры и просвещения народа».

В завершающих книгу заметках, очерках отражены напутствия Б.К., Зайцева, звучащие сейчас искренне, мудро и по-прежнему актуально: «Что спасало, удерживало и утешало русского человека в бедствиях нашей эпохи – конечно, религия… В самые страшные минуты самый факт существования Евангелия так же неопровержимо свидетельствовал о величии добра, как встающее солнце ежедневно доказывает неистребимость света».

Материалы книги не только позволяют ощутить сопричастность прошлому, сопереживать страданиям Родины, но и вносят весомый вклад в современное духовное просвещение.