Неоязыческое сектантство

  • Автор обзора: Ирина Родионова

Кузнецов М.Н. Российское неоязычество. История, идеи и мифы.
Рязань: Зёрна-Слово, 2018. – 176 с.


Представляемое вниманию читателей издание «Российское неоязычество. История, идеи и мифы» подготовлено сотрудником миссионерского отдела Рязанской епархии Максимом Николаевичем Кузнецовым, более семи лет серьёзно изучающим различные аспекты этого идеологического движения. Книга удостоена Диплома II степени церковного конкурса изданий «Просвещение через книгу».

Характеризуя работу М.Н. Кузнецова, председатель миссионерского отдела Рязанской епархии протоиерей Арсений Вилков справедливо отметил, что «…автор анализирует значительное количество источников ведущих специалистов в области истории и религиоведения, что ставит книгу на уровень справочного пособия для всех, кто интересуется данной проблематикой».

Исследование содержит предисловие, пять разделов, заключение и перечень рекомендуемой литературы. В «Предисловии» автор обращает внимание на следующее: «Неоязычество начало активно развиваться в нашей стране с конца 80-х годов прошлого века. Тогда его мало кто воспринимал всерьёз… В настоящее время среди новых религиозных движений неоязычество является одним из наиболее активно развивающихся и по сути самым враждебным православному христианству».

Поскольку «неоязыческие идеи активно распространяются в среде спортсменов, среди военнослужащих Вооружённых сил РФ, сотрудников ФСБ, а также среди лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы», М.Н. Кузнецов справедливо указывает на необходимость формирования адекватного ответа на вызовы неоязычества, чему способствуют материалы книги.

Первый раздел «Язычество и неоязычество. Вместе или порознь?» посвящён анализу вопроса о соотношении аутентичного язычества и неоязычества. Представленные материалы позволяют автору сделать вывод о том, что неоязычество, является новым религиозным движением, не имеющим настоящей преемственности с той традицией, на родство с которой оно претендует.

Во втором разделе «История появления неоязычества в России» прослеживается возникновение интереса к язычеству в Российской империи, Русском Зарубежье, характеризуется неоязычество советского и современного периодов. Хотя для современного состояния исследуемого феномена характерны аморфность структур, частые расколы, отсутствие вразумительных учений о предназначении человека неоязыческие движения активны во многих странах мира и демонстрируют определённую международную солидарность.

В третьем разделе «Классификация неоязыческих движений в современной России» автор выделяет четыре направления в изучаемом идеологическом явлении: авторские неоязыческие культы; организации, заявляющие о реконструкции язычества на основе первоисточников; международные неоязыческие культы (такие, как «Нью Эйдж»); оздоровительные и иные центры, а также курсы, где неоязыческая составляющая является маркетинговым ходом.

В четвёртом разделе «Причины быстрого распространения неоязыческих идей в обществе» указывается, что неоязыческой агитации способствует изменение образа мышления наших сограждан под воздействием масс-медиа. Специалисты отмечают следующие черты нового типа мышления (часто называемого «клиповым сознанием»): иррациональность, преобладание визуального и аудио- восприятия над вербальным, отсутствие критического осмысления поступающей информации. По словам автора книги, «неоязычники используют широкий спектр форм и методов для трансляции своих идей», что позволяет охватывать аудиторию различных возрастных групп и социальных статусов.

Самый объёмный и информативный – пятый раздел книги «Мифы современных неоязычников и их опровержение» включает в себя пять глав, характеризующих наиболее используемые мифы неоязычества (псевдоисторические, псевдолингвистические, националистические).

Одним из основных элементов неоязычества является фольк-хистори (термин введён доктором исторических наук Д.М. Володихиным) для которой характерны варианты реконструкции исторической действительности, не имеющие научного обоснования. Произведения фольк-хистори, претендуя на научность, в реальности являются вымыслом некомпетентных авторов. 

Поскольку своим основным врагом неоязычники видят православное христианство, то закономерно их широкое использование понятие «двоеверие» и стремление представить крещение Руси как акт тотального террора против языческого большинства. Тезис о якобы насильственном крещении подробно разобран в статье «Миф о насильственном Крещении Руси» доктором исторических наук С.В. Алексеевым. Что же касается явления «двоеверие», то ещё в конце прошлого века академик Д.С. Лихачёв справедливо называл «двоеверие» «кабинетным мифом».

Характеризуя неоязыческое видение «национального вопроса», автор представляемой книги справедливо отмечает, что требуется адекватный ответ, необходимо отделение понятий «национализм» и «патриотизм» от шовинизма и фашизма, порой сознательно смешиваемых в либеральном сознании и средствах массовой информации. Понятия «национализм» и «патриотизм» в их однозначно трактуемых цивилизованных формах благотворны.

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, выступая на открытии XVIII Всемирного русского народного собора в Москве, отметил: «Для того, чтобы граждане России жили в мире и согласии друг с другом, они не должны отказываться от своей национальной памяти. Но на пути сохранения этой памяти возникают достаточно болезненные и опасные явления. К таким относятся попытки конструировать псевдорусское неоязыческое верование».

Таким образом, обращение к указанной теме представляется чрезвычайно актуальным в современных общественных реалиях, материалы данного издания могут представлять интерес для широкого круга читателей.