Непредвзятое жизнеописание
- Автор обзора: Александр Каплин
Духовник Гоголя. Владимир Воропаев.
Смоленск: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2021. — 100 с.
В издательстве смоленского журнала «Странник» увидела свет книга доктора филологических наук, профессора Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Владимира Алексеевича Воропаева «Духовник Гоголя», посвященная 230-летию со дня рождения подвижника веры и благочестия, некогда известного далеко за пределами Ржева и Тверской епархии протоиерея Матфея Константиновского (1791-1857). Его знали и высоко почитали в Москве и Санкт-Петербурге, в провинции и за рубежом (на Афоне, в Греции, в Египте…). Впоследствии отца Матфея называли даже «Иоанном Кронштадтским Ржевского уезда».
В начале ХХ века его взаимоотношения (как духовника, духовного наставника) с Гоголем в его последние годы земной жизни активно обсуждались, вызвали даже бурную дискуссию, в контексте которой появилось и жизнеописание отца Матфея в книге Евгения Поселянина «Русские подвижники ХIХ века». К концу ХХ столетия это повествование вновь увидело свет в некоторых переизданиях и становилось очевидным, что нужно продолжить исследование взаимоотношений великого писателя и подвижника благочестия, о котором в литературоведении тянулся негативный шлейф осуждений и явно надуманных, а то и сочиненных, небылиц.
В такой атмосфере об отце Матфее отдельные сюжеты стали появляться еще во многих ранних работах В. А. Воропаева, но первые статьи, где имя отца Матфея было вынесено в заглавие, вышли из печати в 1996 году. В 2000-м году в Перми была издана книга «Отец Матфей и Гоголь…», в составе которой имя отца Матфея в названии было поставлено на первое место.
Между тем в Тверской митрополии появился искренний почитатель отца Матфея — разносторонне одаренный протоиерей Алексий Расев (1969-2016), клирик храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» города Твери, — иконописец, издатель и журналист, редактор православного журнала, историк-архивист, который много лет собирал материалы по канонизации святых и новомучеников Русской Православной Церкви Тверской епархии. Но главным делом его жизни (помимо пастырского служения) стал сбор материалов для фундаментальной книги именно о протоиерее Матфее Константиновском. Уроженец бежецкой деревни Диево, где когда-то служил приснопамятный отец Матфей, отец Алексий на протяжении двух десятков лет вел поиск и архивных документов об этом выдающемся подвижнике христианского благочестия.
Это позволило епископу Ржевскому и Торопецкому Адриану (Ульянову) в интервью от 9 мая 2013 года на вопрос: «Можно ли ожидать в будущем прославления о. Матфея в лике местночтимых святых Ржевской епархии?» — ответить следующим образом: «Мы собираем документы для канонизации протоиерея Матфея Константиновского и надеемся вскоре передать их в комиссию по канонизации. Имя отца Матфея ржевитяне помнят и по сей день. На месте его предполагаемого захоронения, в самом центре Ржева, на высоком берегу Волги, установлен поклонный крест».
В рукописи подготавливаемой книги протоиерея Алексия Расева «Очерк жизни… о. Матфея Константиновского» было собрано большое количество самых различных материалов, в том числе архивных документов. До того времени были известны лишь несколько проповедей отца Матфея. Для подготавливаемого издания было найдено более пятидесяти его проповедей и поучений. До революции 1917 года было издано всего пятнадцать писем отца Матфея к разным лицам (в том числе одно письмо к Гоголю). Теперь к ним было добавлено еще шестьдесят…
Протоиерей Алексий Расев работал над книгой до последних дней жизни, несмотря на многочисленные трудности и препятствия. Он был уверен, что пришло время для канонизации отца Матфея в лике местночтимых святых.
Одним из аргументов в пользу такого понимания было то, что на сегодняшний день канонизированы практически все упомянутые в книге «Русские подвижники ХIХ века» новомученика Евгения Николаевича Погожева (Евгения Поселянина) подвижники православно-христианского благочестия. Исключение составляют, пожалуй, лишь московский блаженный Иван Яковлевич Корейша и отец Матфей Ржевский.
Однако свой фундаментальный труд протоиерею Алексию Расеву вышедшим из печати увидеть не довелось. Он был издан уже после кончины автора. Здесь впервые публикуются по рукописи воспоминания (полный текст) духовного чада отца Матфея и его биографа Василия Малинина, а также многочисленные документы Тверской духовной консистории. В книге представлен исчерпывающий свод материалов, посвященных отцу Матфею; включены и работы его недоброжелателей, например, Д. С. Мережковского и И. Л. Леонтьева (Щеглова). Книга сопровождается многочисленными уместными комментариями и пояснениями автора-составителя.
Таким образом, к выходу новой книги В. А. Воропаева пришла неоценимая помощь со стороны священника-подвижника Алексия Расева, проделавшего громадную работу по выявлению и наследия отца Матфея и по его почитанию.
Свою лепту в уяснение целого ряда важных аспектов в эти же годы внесли и профессиональные литературоведы. Не лишним будет добрым словом упомянуть таких современных филологов-исследователей, как, например, Е. И. Анненкову и И. А. Виноградова, которые опубликовали интересные работы, проливающие свет на некоторые стороны взаимоотношений Гоголя и его духовника
Теперь требовалась в определенном смысле этапная работа, подводившая определенные предварительные итоги, соединявшая воедино труды исследователей. Такой книгой, посвященной протоиерею Алексею Расеву, и стала книга В. А. Воропаева «Духовник Гоголя», где в убедительной для объективного понимания, форме излагаются основные достижения в исследовании проблемы «отец Матфей и Гоголь».
Повествование начинается с уяснения слов, «духовный отец», «духовник» и взаимоотношению его с духовным сыном. На эту тему написано немало, стоит только упомянуть известный труд С. И. Смирнова «Древнерусский духовник» (М., 1913). В. А. Воропаев дает необходимые пояснения, в том числе опираясь на рассуждения известного религиозного писателя первой волны эмиграции И. М. Концевича. И против подобного понимания возражений не возникает.
Автор констатирует, что «взаимоотношения Гоголя с отцом Матфеем — ключевой вопрос в духовной биографии писателя», ибо последнего уже почти 170 лет «обвиняют в том, что он возлагал на Гоголя непосильные аскетические подвиги, требовал оставить литературное поприще и идти в монастырь и что, наконец, подвигнул его на сожжение второго тома «Мертвых душ». Но, по убеждению В. А Воропаева, «на самом деле между ними было больше взаимопонимания, чем это представлялось исследователям. Подробное и непредвзятое жизнеописание отца Матфея не только открывает правду об этом человеке, но и дает понять, почему Гоголь избрал его себе в духовные отцы».
Этому, собственно и посвящена книга, первая часть которой называется «Иоанн Кронштадтский Ржевского уезда: протоиерей Матфей Константиновский» и представляет, объективное, «непредвзятое жизнеописание» с опорой и на архивные свидетельства и на практически всю источниковедческую базу, выявленную к сегодняшнему дню.
Надо отдать должное В. А. Воропаеву: тон его не меняется и по отношению к недоброжелателям ржевского протоиерея.
Часть вторая посвящена взаимоотношениям Гоголя и отца Матфея. Вывод сделанный здесь не оставляет никаких двусмысленностей: «Не подлежит сомнению, что ставший своего рода хрестоматийным образ отца Матфея как мрачного фанатика, едва ли не сгубившего Гоголя, крайне далек от истины. Как духовный отец писателя он не поучал его в том, что и как писать, но заботился о спасении души своего духовного чада. Невозможно отрицать его влияния на Гоголя перед кончиной в феврале 1852 года. Но столь же несомненно, что этот священник, достигший высокой степени духовной жизни, как никто другой понимал его душевное устроение. <…> Известно, что умер Гоголь в состоянии духовного просветления. Перед кончиной он дважды приобщился Святых Таин и соборовался».
Важным и органичным дополнением к книге является приложение, в котором помещены проповеди отца Матфея.
В тексте книги приводятся многочисленные ссылки на источники и литературу, справки, обращение к Священному Писанию и святоотеческому наследию.
Книга В. А. Воропаева интересна и тем, что она позволяет, как расширять проблематику (например, тема взаимоотношений отца Матфея и ржевских старообрядцев), так и углублять ее.
О книге Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями» высказались ныне причисленные к лику святых: святитель Филарет (Дроздов) (тогда митрополит Московский), святитель Игнатий (Брянчанинов) (тогда — архимандрит), святитель Иннокентий (Борисов) (тогда — архиепископ). Известны и ответы самого писателя на сделанные отзывы и замечания в них. Но вот собственно специального комплексного исследования об общих подходах известных святителей и их особенностях в оценке гоголевского творчества пока еще не появилось, хотя и сам В. А. Воропаев, и некоторые другие исследователи (в том числе и в диссертациях) опубликовали немало интересного по этой проблематике.
И еще о самом названии книги. Достаточно сложно представить слово «духовник» по отношению к какому-либо другому классику русской литературы (исключая К. Н. Леонтьева) и это направление — духовные руководители русских классиков и особенности их духовного опыта — еще ждет своих исследований.
В завершение хотелось бы отметить, что новая книга В. А. Воропаева — это убедительный пример возможного и осуществимого плодотворного сотрудничества светской академической науки, церковно-исторической и краеведения.
Журнал «Православное книжное обозрение»