Непростые вопросы о детях и родителях
- Автор обзора: Олег Добров
Зорин К.В. Почему страдают дети. Грехи родителей и болезни детей.
М., «Благовест», 2019, 256 с.
Есть вопросы, размышляя над которыми слабые умы могут впасть в грех уныния, а умы сильные – преисполниться гордыни и в поисках простых ответов отдаться соблазнам экзотических лжеучений. Один из таких вопросов – почему страдают дети?
Константин Вячеславович Зорин, бакалавр религиоведения, врач и психолог, за спиной которого почти двадцатилетний опыт занятий по дородовой психологии и педагогике со студентами медицинского вуза, раскрывает глубину этого вопроса в своей книге. Отметим, что этот второе, дополненное издание, в которое включена его другая работа «Грехи родителей и болезни детей». В аннотации сказано, что книга посвящена важной теме «Православие и педиатрия». Именно так: гармоничное сочетание религиозного и естественнонаучного подхода к этой животрепещущей теме делает книгу К.В. Зорина уникальным изданием, весьма необходимым для внимательного её изучения всеми, кто неравнодушен к своим потомкам – настоящим и грядущим.
Да и каждый из нас, кому довелось в жизни претерпеть хвори и бедствия, разве не задавался вопросом – за чьи грехи страдаем, только ли за свои? Но все это отступает на второй план, когда болезни или кончина настигает наших детей. И тогда мы неизбежно задаемся вопросом, который К.В. Зорин вынес в название книги. Сам же автор выделяет три причины страданий детей – первородный грех Адама и Евы, особые действия Промысла Божия и личные грехи родных родителей. Погружаясь в эти истоки духовных страданий человека, автор, основываясь на святоотеческих источниках и трудах видных богословов, так формулирует одно из следствий изначального грехопадения: «Дети принимают на себя подвиг мученичества ради помилования всего мира. Они несут крест вселенского значения. Бог не услаждается, не радуется их скорбям, но благодаря им взрослые ещё имеют время на покаяние. К сожалению, из-за нераскаянности и самооправдания, из-за привычки не думать о своих грехах люди не чувствуют этого. Даже страдание невинного ребенка не всегда сокрушает и смиряет черствое, эгоистическое сердце».
В книге Константина Зорина особое внимание уделяется жизни больных и увечных от рождения детей, на конкретных примерах показывается, как в истории нашей цивилизации неполноценные, казалось бы, дети, страдающие неизлечимыми недугами, становились великими учеными, композиторами, художниками… Не говоря уже о духовных подвигах таких людей, как, например, слепорожденная блаженная Матрона Московская… Немало места в работе Зорина посвящено и современным методам прерывания беременности, искусственного оплодотворения, приводится точка зрения, однозначно высказанная в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» относительно допустимости или недопустимости тех или иных биомедицинских технологий. Автор приводит медицинскую статистику, подтверждающую тот факт, что у детей, зачатых, скажем так, «противоестественным способом», в большинстве наблюдается задержка внутриутробного развития, после рождения они часто страдают неврологическими заболеваниями… К.В. Зорин приводит слова преподобного Паисия Святогорца, греческого старца, монаха Афонской горы, который, не зная открытий современной медицины, а лишь благодаря своему духовному опыту, утверждал то же самое. По мысли схимонаха Паисия, люди, старающиеся преодолеть бесплодие путем искусственного оплодотворения, впоследствии убедятся, «что Бог не давал им ребенка, заботясь об их благе. Надо хорошо помнить, что добрым бывает то дело, которое согласуется с волей Божией, а не с нашим упрямством и нашими человеческими поползновениями».
Весьма непрост и вопрос «Отвечает ли сын за отца?». В обыденном сознании, не обремененном излишним образованием, порой проскальзывают мысли, о которых сказано у пророка Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: “Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина”? Живу Я! говорит Господь Бог, – не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрет.» (Иез.18, 2–3). Речь идет о том, что люди не вправе наказывать потомков за проступки предков. Казалось бы, все ясно, каждый отвечает за свои грехи, а дети их остаются в стороне от деяний отцов. Но К.В. Зорин показывает, что ответ на вопрос имеет несколько планов: «Размышления над библейскими и святоотеческими текстами дает нам ключ к пониманию того, как страдания детей зависят от грехов родителей. Дети не расплачиваются своим здоровьем и благополучием за личные грехи родителей, но могут страдать в силу последствий родительских грехов. Не неся персональной ответственности за беззакония своего рода, потомки крепко связаны с предками генетически, психологически, социально, культурно и духовно. Поэтому оба поколения – и старшее, и младшее – неизбежно испытывают на себе позитивное и негативное влияние друг друга. Это не карма, не слепое возмездие за проступки, якобы совершенные “в прошлых жизнях”. Это – прямой итог телесного, душевного и духовного единства родителей и детей».
Следует отметить, что насыщенность книги научной информацией, цитированием Священного Писания и богословских трудов, конкретными рекомендациями психологического и педиатрического характера могут несколько затруднить ее восприятие неподготовленным читателем. Возможно, автору стоило бы существенно увеличить ее объем за счет большей, если можно так выразиться, «беллетризации» содержания. Но тем не менее работа Константина Зорина относится к разряду тех книг, которые должны быть в каждой семье. Чтение ее требует изрядного усердия, длительных размышлений и желания правильно оценивать события прошлого, настоящего и будущего, преломленные в судьбах рода и семьи. Особенно в наши дни, когда дети становятся объектом политических игр «толерантных общечеловеков», разрушающих основы семьи и пытающихся сделать извращения нормой. Новые напасти и хвори грозят проредить человечество – не знамение ли это для тех, кто пытается соблазнить «малых сих»?
Фото на заставке - pravlife.org