Невидимая брань
- Автор обзора: Полина Митрофанова
- Книга: Невидимая брань
- Автор книги: преподобный Никодим Святогорец
М.: Сибирская Благозвонница, 2018. — 477 с.
27 июля Церковь чтит память преподобного Никодима Святогорца, который является одним из самых ярких представителей афонской духовной жизни 18 века. Из многочисленных его трудов наиболее известным и излюбленным чтением для православных христиано стало произведение - «Невидимая брань», переведенное и адаптированное святителем Феофаном Затворником. Оно повествует о той невидимой битве, которую каждый христианин ведет со врагами своего спасения, обозревается поле этой битвы, излагаются методы ведения борьбы, раскрываются способы использования духовного оружия, которое есть в нашем распоряжении. Книга «Невидимая брань» многократно переиздавалась и одно из последних ее изданий вышло в свет в издательстве «Сибирская Благозвонница».
1. Как уже отмечалось вначале программы, перевод с греческого этой книги сделал святитель Феофан Затворник. Он же написал в предисловии, что «в подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что она составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве». Сам же святитель Феофан, при переводе сей книги счел «более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого» ему «приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением».
2. Из этого уточнения можно сделать вывод, как серьезна и важна тема, поднятая в этой книге, для духовного возрастания человека. Такие святые отцы как Никодим Святогорец и Феофан Затворник на протяжении долго времени выверяли и дополняли учение о борьбе с невидимым врагом. Несомненно, что они сами в своей внутренней духовной жизни вели эту невидимую брань, знали все тонкости и опасности такой борьбы и посчитали необходимым дать нам исчерпывающие сведения о том, как научиться, по словам свт. Феофана, искусству этой брани, как стараться не просто воевать, но законно воевать. В книге для нас раскрываются этапы внутренней духовной жизни, путь к спасению, который начинается со Св. Крещения здесь, на земле, а заканчивается уже в Царствии Небесном.
3. В Таинстве Святого Крещения каждый православный христианин отрекается от диавола и всех его дел. Но затем, по собственной немощи и по причине непрестанного нападения врагов спасения, человек вновь впадает в различные прегрешения. Тому, кто стремится к богоугодной жизни и заботится о своем спасении, приходится вести постоянную борьбу с «невидимым врагом». В этом деле ему нужна духовная поддержка тех, кто сам в своей внутренней духовной жизни вел невидимую брань, знал все тонкости и опасности такой борьбы. Советы о том, как научиться распознавать козни врага и определять, как и чем надо противоборствовать различным видам нападений, и дает нам преподобный Никодим Святогорец на страницах своей книги - «Невидимая брань».
4. Скажем несколько слов о самом преподобном Никодиме. По словам иеромонаха Макария Симонопетрского, «эта сверкающая звезда Церкви явилась миру в 1749 году на острове Наксос в Кикладском архипелаге. Родители будущего святого, благочестивые и богобоязненные люди, нарекли его в крещении именем Николай и отдали деревенскому священнику, чтобы тот научил мальчика читать. В отличие от других детей Николай избегал бурных игр и вместо этого постоянно предавался чтению. Господь одарил его не только живым умом, но и исключительной памятью, которая позволяла ему сразу же запоминать все прочитанное и безошибочно повторять это когда угодно». В 16 лет Николая отправили учиться в Смирну, где его полюбили и учитель, и соученики за доброту и благородный нрав. Помимо светских наук и различных духовных дисциплин он в совершенстве овладел греческим языком во всех его проявлениях. Это позволило ему впоследствии исполнить миссию, уготованную ему Господом: сделать доступными для угнетенных православных греков сокровища церковного Предания.
5. В возрасте 26 лет Николай пришел на Святую Гору Афон и поселился в монастыре Дионисиат, где, спустя некоторое время, принял постриг с именем Никодим. Тогда же на молодого инока были возложены послушания чтеца и письмоводителя. Он быстро стал примером для братии как в послушаниях, которые исполнял безропотно и смиренно, так и в усердной молитве и воздержании. Каждый день он, по слову апостола, забывая заднее, простирался вперед (Флп. 3: 13), стремясь подчинить плоть духу и таким образом готовясь к духовной брани безмолвного жития. По прошествии двух лет на Святую Гору прибыл Коринфский митрополит Макарий, который обнаружил в Ватопедском монастыре рукопись «Добротолюбия», которое является православной энциклопедией молитвы и духовной жизни. Подготовить этот труд к изданию он поручил иноку Никодиму.
6. Так было положено начало многолетним литературным трудам святого подвижника. Следующим местом его подвигов стал скит монастыря Пантократор. Здесь авва ревностно предался изучению Священного Писания и творений отцов Церкви. В 1783 году принял схиму, а вместе с тем - обет безмолвия, который хранил 6 лет. Когда на Афон вновь прибыл митрополит Макарий, он возложил на образованного монаха новое послушание - редактирование творений преподобного Симеона Нового Богослова. Преподобный Никодим оставил подвиг безмолвия и опять занялся литературной работой. На этом поприще он трудился до самой своей кончины, которая последовала 27 июля 1809 года.
7. Всего прп. Никодимом было написано около 200 произведений, 26 из которых - это объемные, иногда многотомные сочинения. К сожалению, многие работы подвижника до сих пор не изданы. Особой же популярностью у любителей аскетической литературы пользуется его книга «Невидимая брань». В ней читатель не найдет рассказов о борьбе с видимыми и чувственными врагами, потому что учит она брани мысленной и невидимой. Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, по мнению прп. Никодима, - все христиане. Военачальником их изображается Господь наш Иисус Христос, окруженный и сопровождаемый всеми чинами ангелов и святых. Место, где происходит эта борьба, есть собственное наше сердце и весь внутренний человек. Время брани – вся наша жизнь. Какие же оружия дает христианину эта невидимая брань? Об этом подробно говорится на страницах этой книги.
***
В книге «Невидимая брань» подробно говорится о многообразных кознях духов тьмы, различных их лукавствах и способах нападения на нас. Святые отцы научат нас распознавать эти козни и определять, как и чем надо противоборствовать различным видам нападений. По словам прп. Никодима Святогорца, «этою книгою всякий человек, желающий спасения, научается побеждать невидимых врагов своих, чтобы стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей, и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть соединение с Богом и в нынешнем веке и в будущем».
Телеканал "Союз"/У книжной полки