Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

Новые источники искушений

  • Автор обзора: Мария Хорькова
  • Книга: Обратная сторона новых медиа
  • Автор книги: Ларше Жан-Клод

М.: Сретенский монастырь, 2023. — 304 с.


Новые средства информации и коммуникации (цифровое телевидение, интернет, компьютеры, планшеты, смартфоны, социальные сети и мессенджеры) все более агрессивно вторгаются в жизнь современного общества, которая уже непредставима без них. Человечество вплотную подошло к новому вызову — скачку в развитии Искусственного интеллекта.

Помимо огромных возможностей, это несет и серьезные угрозы. В том числе — нашей духовной жизни. Эта проблема — в центре внимания книги-исследования «Обратная сторона новых медиа», написанная Жаном-Клодом Ларше (род. 1949).

Ее автор  — современный французский православный богослов и патролог, доктор философии и теологии Страсбургского университета. Большое влияние на него как на исследователя оказал духовник — архимандрит Сергий (Шевич), а также личное общение с преподобным Иустином (Поповичем), архимандритом Софронием (Сахаровым), учениками преподобного Иосифа Исихаста — старцами Ефремом Катунакским и Харалампием Дионисиатским, с преподобным Паисием Святогорцем.

Французское издание книги вышло в 2016 году, но, поскольку за последние годы новые медиа стали еще более разветвленными и всепроникающего, специально для русского издания автор переработал, уточнил и дополнил текст.

Богослов адресует книгу тем, кто желает критически осмыслить использование новых медиа в современном обществе. Опираясь на исследования философов, социологов и ученых, специализирующихся в области культурологии и коммуникации, Ларше дает подробный анализ негативного влияния новых медиа в самых разных сферах человеческой жизни — культурной, социальной, психической, интеллектуальной, семейной и — в особенности — духовной.

Некоторые аспекты этого негативного влияния достаточно давно и широко обсуждаются, о них говорят, к примеру, психологи и педагоги — все мы слышали про интернет-зависимость, игроманию, клиповое мышление, которое ухудшает усвоение информации. Кто-то даже слышал о «цифровом колониализме». И правда, раз мы используем смартфоны и различные цифровые платформы ежедневно (и зачастую не имеем иного выхода), возникает вопрос, в какой степени мы делаем это добровольно?

Но есть еще один аспект — как цифровизация влияет на нашего «внутреннего человека»? И на отношения между людьми? Нет, дело не только в пресловутых лайках в соцсетях. Ларше обращает внимание на то, что именно от гаджетов мы теперь «ожидаем ответа на те вопросы, которые все время задаем сами себе, что приводит к деградации взаимоотношений с окружающими, <…> а также нежеланием искать необходимые ресурсы внутри себя».

Число и разнообразие аспектов пагубного влияния новых медиа, описанных автором, поистине поражает и… пугает. Это и сжатие пространства и времени (что далеко не так замечательно, как в романах фантастов XIX века), и разрушение межличностных отношений, и опасные знакомства, возможные благодаря интернету, и упразднение частной жизни, и вред здоровью, приоритет виртуального над реальным, психические патологии, снижение интеллектуальных навыков и, наконец, оскудение духовной жизни. Этот аспект, вероятно, будет наиболее интересен православным читателям (хотя он неразрывно связан со всеми остальными).

Жан-Клод Ларше выделяет две опасности: во-первых, на его взгляд, новые средства информации и коммуникации все больше замещают традиционные религии и учения, во-вторых, они изменяют и даже разрушают внутренние и внешние условия, благоприятствующие духовной жизни. Хотя автор признает, что присутствие Церкви в интернете неизбежно и необходимо, он при этом, считает, что «энтузиазм пропагандистов использования сети в религиозных целях необходимо сдерживать», так как он несет в себе определенные риски.

Еще один момент, которому автор уделяет особое внимание, — количество времени, которое отнимают у нас гаджеты (а это, в частности, время общения с Богом). Даже монастыри, сумев избежать вторжения телевидения, с трудом сопротивляются проникновению в свой обиход интернета, подмечает богослов.

Кроме поглотителя времени и рассеивания внимания, интернет оказывается и мощным источником искушений, разжигателем страстей, является площадкой для культивирования тщеславия и гордыни. В результате активные пользователи сети утрачивают внутреннюю устойчивость, обретают склонность к непрерывному движению и беспокойству.

Но предлагает ли автор отказаться от достижений цивилизации. И да, и нет. Он действительно считает предпочтительным полное воздержание от использования новых медиа, но признает, что это было бы возможно лишь в «новом обществе», в цивилизации, основанной на иных, чем сейчас, принципах. «Учитывая текущую динамику развития до смены парадигмы еще далеко, — признает богослов, — реальность требует компромисса». Тому, как этого компромисса достичь, и посвящена заключительная — вероятно, наиболее оптимистичная глава книги, где автор предлагает некоторые профилактические и терапевтические меры, позволяющие избавиться от интернет-зависимости и восстановить свою психическую и духовную идентичность.

Материал и иллюстрации предоставлены журналом «Православное книжное обозрение»