Новые материалы о старице Досифее
- Автор обзора: Варвара Каширина
Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея в письмах и документах XIX-XX вв. Сост. В. В. Каширина, М. А. Можарова.
М.: Изд-во Московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря, 2021
В издательстве Московского Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря вышло новое издание «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея в письмах и документах XIX-XX вв.». Эта книга продолжает серию исследований и публикаций, посвященных подвижнице московского Ивановского монастыря Досифее († 1810). В 2020 году вышел сборник научных статей «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: к 210-летию со дня преставления».
Выход нового сборника был приурочен к открытию всероссийской научно-практической конференции «Педагогические основы старческого служения: Новые материалы о старице Московского Ивановского монастыря Досифее», которая прошла 17 декабря 2021 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
В Сборнике представлены рукописные и печатные источники, подтверждающие историческую достоверность и значимость личности старицы Досифеи, ее высокую подвижническую жизнь и близость к духовной традиции преподобного Паисия (Величковского), а также Аннотированный именной указатель и научные статьи составителей сборника.
Источниковедческая работа — это один из первых этапов любого научного исследования. Источниковедение «разрабатывает методы изучения и использования источников, разыскивает и выявляет источники».
Представленные материалы разделены на две группы — рукописные и печатные. Их предваряют сформулированные составителями сборника принципы публикации документов, основанные на современных требованиях текстологической науки, что позволило передать особенности рукописных текстов во всей их полноте. Эти правила, по мысли Редакционного совета сборника, имеют и методологический характер. Тексты начала XIX века имеют очень сложный лексический состав — здесь и формы церковнославянского языка, и диалектизмы, и просторечье и др. Безусловно, при публикации всегда происходит унификация текста, однако публикатор всегда должен стремиться максимально сохранить и передать индивидуальные особенности автора.
Публикуемые рукописные источники были выявлены в архивах Москвы и Мордовии в 2018-2021 годах участниками Рабочей группы по канонизации старицы Досифеи, а также старшим научным сотрудником ИМЛИ РАН М. А. Можаровой.
Рукописные источники опубликованы в трех подразделах: в первый включено единственное известное письмо монахини Досифеи, а также письма ее современников с упоминаниями о старице; второй подраздел составили Синодики Оптиной пустыни; в третьем — представлены «Сведения о захоронении старицы Досифеи».
К настоящему времени обнаружено пять рукописных источников письма старицы Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым от 29 октября 1805 года в Саровскую пустынь. Важное значение для текстологического анализа имеет список письма, который был выявлен М. А. Можаровой в РГАЛИ. Хранящаяся в РГАЛИ копия письма старицы Досифеи, снятая рукой Н. П. Киреевской, позволяет высказать предположение, что перед кончиной старица Досифея приняла тайный постриг в схиму с именем Феодосии. В статье М. А. Можаровой «Рукописные источники письма старицы Досифеи братьям Тимофею и Ионе Путиловым от 29 октября 1805 года» представлен текстологический анализ известных в настоящее время пяти рукописных источников письма монахини Досифеи, проанализирована их хронологическая последовательность и выдвинута версия о признании самого раннего из этих источников подлинником письма старицы.
Обзор основных печатных источников, посвященных старице Досифее, представлен в статье В. В. Кашириной «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея: материалы к жизнеописанию».
Из большого количества печатных материалов для публикации выбраны те, которые содержат важные свидетельства современников о подвижнической жизни старицы, что сделало их постоянным источником цитирования в последующих трудах историков и литераторов.
Первые письменные свидетельства о праведной жизни ивановской затворницы стал собирать известный москвовед, этнограф и искусствовед Иван Михайлович Снегирёв (1793-1868). В первой краткой редакции истории Ивановского монастыря, опубликованной в 1848 году, про ивановскую подвижницу ничего не было сказано. При подготовке второго издания 1 июля 1848 года Иван Михайлович «расспросил старожила Филимона Никиф<оровича> Шепелева о монахине Досифее, пребывавшей в Ивановском м<онастыре>». Московский купец Филимон Никифорович Шепелев (ок. 1763 — 18 сентября 1858) торговал чаем и сахаром на Варварке и был одним из немногих собеседников старицы Досифеи. Иван Михайлович изучил сохранившиеся архивные документы и публикации и привел свои собственные воспоминания, ибо, по его словам, «во время пребывания Досифеи в монастыре, я бывал там с отцем моим и матерью и видел ее погребение». Его труд, неоднократно изданный до революции (1850, 1862, 1864, 1877, 1883), до сих пор является одним из основополагающих при изучении биографии старицы Досифеи.
Как повествуется в жизнеописании старицы, в 1785 году по секретному повелению императрицы Екатерины II в монастырь была прислана «одна женщина не старых лет, по-видимому, знатного происхождения. Неизвестно, какое было ее в свете значение, какое имя и фамилия…».
Эта таинственность была связана с тем, что многие предполагали, что инокиня является родной дочерью императрицы Елизаветы Петровны от законного, но неравного брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским (1709-1771), однако документальных подтверждений этой версии до сих пор не найдено.
Монахиня Досифея жила уединенно, к ней допускалась только игумения, духовник и келейница. Ивановская затворница «жила в одноэтажных каменных кельях, примыкавших к восточной части ограды монастыря, близ покоев игуменьи. <…> Все ее помещение составляли две уютные низменные комнатки под сводами и прихожая для келейницы; их нагревала изращатая печь с лежанкою. Окна обращены были на монастырь. На содержание ее отпускалась особенная сумма из казначейства; стол она имела хороший. Иногда на имя ее присылались к игумении от неизвестных лиц значительные суммы денег, которые она употребляла более на украшение церкви, на пособие бедным и на подаяние нищим. К окошкам ее, задернутым занавесками, иногда любопытство и молва привлекали народ; но штатный служитель, заступавший место караульного, отгонял любопытных. В церковь Досифея выходила весьма редко и то в сопровождении приставленной к ней старицы. Коридор и крытая деревянная лестница от ее кельи вели прямо в надвратную церковь, где духовник ее с причетником совершал богослужение для нее одной. Тогда церковные двери запирались изнутри, чтобы никто не мог войти».
В начале XIX века московская старица принимала некоторых богомольцев для духовного совета и беседы. В это время к старице «по какому-то особенному случаю», а как станет понятно впоследствии, — за благословением и советом об избрании своего будущего жизненного пути, пришли два брата Путиловы — Тимофей и Иона. Тимофей, впоследствии преподобный схиархимандрит Моисей, около сорока лет (1826-1862) возглавлял знаменитую Оптину пустынь, где укоренил старчество и возродил издание святоотеческой литературы. Иона, впоследствии игумен Исаия II, поступил в Саровскую пустынь, где имел общение с преподобным Серафимом Саровским, а впоследствии был избран братией настоятелем обители (1842-1858). Их младший брат Александр, в монашестве Антоний, также посвятивший свою жизнь Богу, ныне почитается в лике преподобных Оптинских старцев, как и его брат Моисей.
Духовно близка была старица с монахами Московского Новоспасского монастыря Александром (Погорченковым) и Филаретом (Пуляшкиным), продолжателями духовных традиций преподобного Паисия (Величковского).
Архимандрит Александр (1758-1845) был постриженником митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова), который, познакомившись с выпускником Киевской духовной академии, высоко оценил его добрые качества и ревность к монашеской жизни и в 1793 году постриг его в монашество. В этом же году в Москве благодаря деятельному участию владыки был издан славянский перевод «Добротолюбия» преподобного Паисия (Величковского), который, по мнению протоиерея Георгия Флоровского, стал «событием не только в истории русского монашества, но и в истории русской культуры вообще», послужил «возвратом к живым источникам отеческого богословия и богомыслия», что в конечном итоге способствовало «монашескому возрождению, несомненному напряжению и подъему духовной жизни».
В подготовке издания славянского «Добротолюбия» участвовал и старец Филарет (Пуляшкин), оставивший мирскую жизнь в тринадцатилетнем возрасте. По благословению митрополита Гавриила «ученые» монахи пересматривали перевод, а за советами, относящимся к духовным предметам, обращались к опытным старцам, среди которых был Филарет. «Они, — говорил мудрый архипастырь ученым исправителям, — хотя и не знают так, как вы, греческого языка, но лучше вас знают из опыта духовные истины, не постигаемые одним только книжным учением, и потому правильнее вас могут понимать смысл наставлений, содержащихся в этой книге».
В 1797 году о. Александр был назначен казначеем Новоспасского монастыря, а в 1798 году — наместником. В том же году своим духовником братия избрала опытного о. Филарета. Но уже через год они были освобождены от своих обязанностей и посвятили себя безмолвной жизни.
Именно этим подвижникам старица Досифея доверила судьбу братьев Путиловых, которым для окончательной развязки с миром требовалась решительная поддержка, мудрый отеческий совет и благословение.
О. Александр, о котором старица Досифея писала, что он «есть избранник от Христа Спасителя нашего, человек потаеннаго сердца в неистлении молчаливого духа и Слова его внутрь», благословил братьев Путиловых поступить в Саровскую пустынь, и этим определил всю их дальнейшую судьбу.
Характеризуя жизненный путь старицы Досифеи, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря монахиня Феонилла (Харченко) отметила, что «началась ее подвижническая жизнь с резкой перемены судьбы, можно сказать, с заключения, но проходила в глубоком смирении, молитве и преданности воле Божией, последние годы она никого не принимала и пребывала в полном, добровольном уединении. Таким образом, ее заключение стало затвором, а ее смиреннейшая душа — преподобной».
Старица Досифея мирно почила о Господе 4 февраля 1810 года и была похоронена в Новоспасском монастыре.
Когда гроб с телом затворницы подвезли к святым вратам монастыря, по свидетельству Надежды Ивановны Курманалеевой, старец Филарет встретил его земным поклоном. После погребения сказал: «Да, великая была подвижница мать Досифея; много, много она перенесла в жизни, ее терпение да послужит нам добрым примером». Эти сведения были приведены в 1866 году архимандритом Григорием (Воиновым-Борзецовским) в жизнеописании старца Филарета (Пуляшкина).
Авторы многих публикаций XIX века о старице Досифее ставили задачу обобщить имеющиеся материалы и описать источники, однако некоторые публикации содержали новые сведения о судьбе княжны Таракановой.
В русской литературе княжне Таракановой посвящены два очерка П. И. Мельникова-Печерского: «Предания о судьбе Елизаветы Алексеевны Таракановой» и «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», а также роман Г. П. Данилевского «Княжна Тараканова» (1882).
Появление известной картины «Княжна Тараканова» (1863-1864) кисти К. Д. Флавицкого, лишенной, к сожалению, исторической достоверности, только усилило внимание русского общества к истории таинственной принцессы Августы Таракановой.
Помимо литературных и исторических, во второй половине XIX века появились работы, раскрывающие духовный подвиг ивановской затворницы. В 1876 году в журнале «Душеполезное чтение» был опубликован очерк протоиерея Василия Руднева (1834-1904) «Инокиня Досифея (княжна Тараканова)», вышедший в том же году отдельным изданием. Спустя 12 лет отец Василий опубликовал расширенную редакцию жития — «Подвижница Московского Ивановского женского монастыря инокиня Досифея (княжна Тараканова)», выдержавшую несколько переизданий (1888, 1896). Отец Василий, впоследствии настоятель Данилова монастыря архимандрит Тихон, посвятил Ивановскому монастырю еще несколько своих работ: «Обновление Московского Ивановского монастыря» (1879) и «Блаженная схимонахиня Марфа, подвижница Московского Ивановского монастыря (1889). В февральский выпуск издания «Отечественные подвижники благочестия XVIII-XIX веков», подготовленный архимандритом Никодимом (Кононовым), было включено жизнеописание затворницы Досифеи, составленное по книге о. Василия Руднева.
В 1882 году в «Жизнеописании настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» были опубликованы важные исторические сведения о старице Ивановского монастыря Досифее:
1) устный рассказ самого о. Моисея, о котором упоминает автор-составитель, на основании которого повествуется о знакомстве двух братьев Путиловых со старицей;
2) публикуемое в Приложении письмо старицы Досифеи к Тимофею и Ионе Путиловым от 29 октября 1805 года;
3) выписка из описания Ивановского монастыря Ивана Снегирёва 1862 года;
4) отрывок из письма преподобного Моисея возобновительнице Ивановского монастыря Марии Александровне Мазуриной (+21 октября 1878) от 21 марта 1859 г., с признанием, что «духовно-мудрая старица блаженныя памяти Досифея послужила мне указанием на избрание пути в жизни монашеского звания»;
5) портрет старицы Досифеи.
В 1909 году вышел историко-археологический очерк Новоспасского монастыря И. Д. Дмитриева, в котором при описании некрополя монастыря приведено жизнеописание погребенной здесь «княжны Таракановой, в иночестве монахини Досифеи», а также впервые дано изображение часовни с неугасимой лампадой, построенной в 1908 года на могиле старицы.
После революции некрополь Новоспасского монастыря был разорен. В 1920-1921 года в лагере, который находился в Новоспасском монастыре, отбывала наказание младшая дочь Л. Н. Толстого Александра Львовна Толстая, которая с проникновенной достоверностью описала лагерную жизнь, состояние монастырского комплекса, упоминая в том числе и «могилу княжны Таракановой».
11 августа 2000 года, накануне торжественного прославления новомучеников и исповедников Российских, Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение об открытии Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Тогда же возобновились исследования по истории древней московской обители.
В 2007 году вышел фундаментальный труд доктора искусствоведения, профессора Андрея Леонидовича Баталова «Церковная археология Москвы. Храмы и приходы Ивановской горки и Кулишек», в котором была отмечена духовная опытность старицы, ее стремление к стяжанию монашеских добродетелей: «…даже если особенности содержания Досифеи в монастыре и были первоначально связаны с императорским указом, то впоследствии они уже определялись ее собственным пониманием монашеского подвига».
Иереем Афанасием Гумеровым (ныне — архимандрит Иов, насельник Московского Сретенского монастыря) в конце 1990-х годов было написано «Житие подвижницы благочестия Досифеи, инокини Московского Ивановского монастыря». Отец Иов в 1996-2002 годах по поручению Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Комиссии по канонизации готовил жития и материалы к канонизации многих святых, в том числе и старицы Досифеи.
В 2015 году к 600-летию Московского Иоанно-Предтеченского монастыря и 15-летию возрождения монашеской жизни был выпущен фундаментальный труд «История Московского Ивановского девичьего монастыря в документах XVII — начала XIX века». В 2018 году вышло продолжение этого труда. На основе большой источниковедческой базы была показана история древнего московского монастыря. Большинство архивных источников было опубликовано впервые. В то же время проведенная работа показала необходимость дальнейших архивных изысканий, прежде всего связанных с историей подвижнической жизни старицы Досифеи.
В декабре 2018 году в Иоанно-Предтеченском монастыре была создана Рабочая группа по подготовке материалов к канонизации монахини Досифеи. Перед ее участниками была поставлена задача по выявлению, атрибуции и систематизации новых архивных источников.
Вышедший сборник «Старица Московского Ивановского монастыря монахиня Досифея в письмах и документах XIX-XX вв.» является своеобразным результатом этой большой работы.
Православное книжное обозрение