Нравственные правила
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Нравственные правила
- Автор книги: святитель Василий Великий
М.: Сибирская Благозвонница, 2013. - 208с.
Каждому человеку, в какое время и в каком бы обществе он не жил, необходимо осознание того, правильно ли он живет. Как оценить те или иные поступки, где грань, которую нельзя преступить? Чтобы понять это, нам необходимы определенные нравственные образцы поведения или правила. Главные и общеобязательные нормы жизни христианина заключены в Священном Писании. Одним из самых прославленных знатоков слова Божия является святитель Василий Великий, оставивший нам свои многочисленные духовные труды, и в их числе, «нравственные правила», составленные святителем. Сегодня это назидательное творение святого отца-каппадокийца вышло в свет в издательстве Сибирская Благозвонница в книге, которая так и называется - «Нравственные правила».
1. Святитель Василий Великий принадлежал к знатному каппадокийскому роду. Во времена гонений императора Максимина его дед по материнской линии был лишен жизни, а дед со стороны отца вместе со всем семейством в течение 7 лет скрывался в густых лесах Понта, где находились их поместья. Бабка святителя - Макрина - являлась почитательницей св. Григория Чудотворца и оказала на будущего подвижника сильнейшее духовное влияние. Отец, также по имени Василий, адвокат и известный преподаватель риторики, постоянно жил в Кесарии. В семье было десять детей - пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых: Василий, Макрина, Григорий, впоследствии епископ Нисский, Петр, епископ Севастийский, и праведная Феозва - диакониса.
2. Среднее образование свт. Василий получил в Кесарии и Константинополе, а после продолжил свое образование в Афинах, где изучил многие науки, в том числе философию и медицину, получил навыки блестящего оратора. Здесь же он встретился и подружился со свт. Григорием Богословом. Вернувшись домой в 354 году, св. Василий сделался ритором, но вскоре желание уйти от мира, давно уже одолевавшее им, победило. Он отказался от мирской жизни и принял крещение. После этого путешествовал по Сирии и Египту, затем снова удалился в пустыню, устроив около Неокесарии свое первое общежитие. В 364 году стал священником и ближайшим сподвижником Кесарийского епископа Евсевия, после смерти которого в 370 году к св. Василию перешла епископская кафедра. В трудах и лишениях проходила его жизнь, но он всегда и за все благодарил Бога.
3. После себя святитель оставил достаточно обширное литературное наследие, о котором известный русский богослов и историк Церкви 19 века, архиепископ Филарет Гумилевский, писал: «Великий пастырь Кесарийский является в своих сочинениях весьма многосторонним: он вития-проповедник, догматико-полемик, толкователь Писания, учитель нравственности и благочестия, и, наконец - устроитель церковного богослужения». Свт. Григорий Богослов, хваля друга, отмечал, что слово его было точным «толкователем мысли», а сочинения услаждали слух как монашествующих, так и подвижников, живущих в миру. Эта книга открывает нам святителя, прежде всего, как учителя нравственности и благочестия. Она, по словам издателей, обращена к самому широкому кругу читателей - и укорененных в церковной традиции, и только начинающих знакомиться с учением Церкви, и даже не знакомых с ним.
4. Книга содержит в себе небольшое по объему, но яркое и поучительное нравственно-назидательное творение, определяющее всю христианскую жизнь и деятельность, как вообще, так и специально в разных состояниях. Сочинение включает в себя 80 «правил», многие из которых еще подразделяются на главы. Каждое «правило» или каждая глава состоят из более или менее кратких сентенций, к которым присоединяются подборки цитат из Священного Писания на тему: «какие нормы жизни христианина на его пути ко спасению главные и общеобязательные». Эти нормы неизменны - они не зависят ни от эпохи, ни от национальности человека и т.п. «Нравственные правила» Василия Великого показывают, что обязательно требуется от всякого христианина, не важно, кто он - оглашенный, мирянин, монах или священнослужитель, мужчина или женщина, юноша или старец.
5. Священное Писание является центральной осью и основой всего сочинения не только потому, что выдержки из Библии составляют большую его часть, но и потому, что Писание, по мысли автора, определяет всю жизнь христиан как учеников Господа. Поэтому «слушатели, - пишет святитель в одном из правил, - наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писаниями принимать, а не согласное отметать и держащихся таковых учений еще более отвращаться». Или, как говорится в другом месте, «не должно просто и без исследования увлекаться людьми, которые носят на себе личину истины, но надобно узнавать каждого по признакам, какие даны нам в Писании».
6. Как наставляет святой отец, Священное Писание служит не только путеводителем в вероучительных вопросах, но и позволяет нам ориентироваться в здешнем временном бытии: «По признакам, объявленным нам в Писании, - говорит он, - узнавая о настоящем времени, каково оно, и соображаясь с сим, должно располагать свои дела». Собственно говоря, все нормы поведения христиан и их внутреннее устроение души регламентируются Божиими глаголами. Вследствие этого они «как ученики Христовы, которые сообразуются с тем единственно, что во Христе видят или от Христа слышат», должны направлять жизнь свою к единственной цели - Царству Небесному. А в одном из своих правил святитель напоминает «о том, что не должно прилепляться к житейскому», раскрывая преходящий характер земных удовольствий, и подчеркивая, что единственное достояние человека - душа, единственное приобретение - добродетель.
7. Как отмечают издатели, предмет этой книги - христианская нравственность и «азы» науки спасения: Божественные заповеди, их понимание и исполнение, цель христианской жизни, то есть все то, что выражено кратко в двух самых главных заповедях Христа Спасителя: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Эти истины просты по своей формулировке и доступны всем и в том числе людям, даже не владеющим грамотой. Однако исполнение на деле этих «нравственных правил» отнюдь не просто, так что и целой жизни вряд ли хватит для их полного и совершенного осуществления, а если кто и приблизится к этому, то такой человек по праву будет именоваться спасенным, блаженным и святым.
***
За свои заслуги перед Церковью святитель Василий назван Великим и прославляется, как «слава и красота Церкви», как «светило и око вселенной», как «учитель догматов» и «палата учености». За свою короткую жизнь (почил святой на 50-м году жизни), святитель Василий оставил нам множество богословских трудов, которые служат верным указателем всем идущим по пути спасения. В их числе и «Нравственные правила». Их крупнейший исследователь наследия свт. Василия Пол Федвик назвал - «руководством для подвижников, живущих в миру». Однако стоит признать это произведение руководством вообще для всех христиан, как фундамент христианской жизни, первые и необходимые ступени на пути совершенствования.
Телеканал "Союз"/У книжной полки