О человеческой энтропии
- Автор обзора: Алексей Шепелев/Православное книжное обозрение
Рецензия на новую книгу протоиерея Андрея Ткачева «Наше время. Зачем мы рождаемся» опубликована в журнале «Православное книжное обозрение»
Новая книга протоиерея Андрея Ткачева — известного православного публициста, теле- и радиоведущего, номинанта Патриаршей литературной премии, несомненно, продолжает вектор, уже заложенный в предыдущих его произведениях и выступлениях. Продолжает так же ярко, со всем присущим его перу и голосу проповедническим жаром, с присущими этому автору эрудицией, остроумием и разнообразием выбранных тем. Не секрет, что такая энергическая плодовитость писателя-священника, а также некоторые его высказывания «на грани фола» вызывают некоторое раздражение даже в православных кругах — возможно, в каких-то случаях справедливое, однако судить о писателе и проповеднике вряд ли нужно исключительно по законам пресловутого медиапространства — скорее по его книгам и выступлениям.
«Почему я родился в ХХ веке, а не в ХIХ? Я бы тогда занимался химией вместе с Менделеевым и поэзией вместе с Блоком… Почему не родился с Колумбом вместе? Я бы поплыл… в Латинскую Америку, чтобы папуасов к вере приводить. Почему я здесь, а не там?» — именно такими вопросами задается автор в начале книги «Наше время».
В «Нашем времени» отец Андрей не трактует отвлеченные богословские вопросы и красивые и грозные места из Ветхого и Нового Заветов (что прекрасно делает в других работах, в напоминающих некие экспресс-лекции проповедях), но под особым углом зрения рассматривает близкую каждому жизненную конкретику. Дети, семья, работа, даже политика и спорт. Главный адресат его книги — максимально широкая читательская аудитория, состоящая, можно предположить, из людей «задумывающихся», делающих первые шаги на пути веры. Звучит красиво: «первые шаги», «на пути веры» — но эти-то шаги, как знает опытный проповедник, наверное, самые трудные. Талант и труд обращающегося к людям с живым словом истины должны пробить некий саркофаг современного сознания, некую информационную стену, из-за которых многое сказанное вообще не воспринимается. Для многих наших современников, с их приверженностью либеральным ценностям: всепоглощающим комфорту, «свободам», рынку, прогрессу, — логика большинства авторских рассуждений покажется парадоксальной, а категоричный тон его поучений и выводов неминуемо вызовет раздражение и даже протест. Кого-то из читателей, когда им без привычных подводок и аргументов с первых страниц объявляется: «Бог — это единственная реальность», — это, вероятно, отпугнет. Однако надо знать и помнить, что логика автора в данном случае не его личная прихоть, и даже не его личные убеждения, она соответствует парадоксальной и внеземной логике христианского вероучения. И действуя в русле этой логики, автор книги обращается именно к человеку нашего времени, затрагивая значимые и больные для него вопросы, даже говоря по возможности его языком.
Простые повседневные вещи он заставляет читателя видеть по-другому. Например, школьный выпускной им сравнивается со смертью. Почему не только взрослые, но даже старшеклассники, порой такие нынче циничные, льют слезы? «Расставание, одетое в обряд», — пишет священник, игнорируя привычный научный термин «инициация». В обычном выпускном бале писатель видит «таинство всепрощения», когда заплаканные двоечники и лентяи, может быть, «впервые жалеют о том садизме, с которым они относились к своим химичкам и физичкам». Если не чувствуете мистического смысла в таинстве брака, пишет автор, то «лейте слезы хотя бы на выпускном, потому что он младший братец погребения, брака и монашеского пострига». Или вот часто задают вопрос о детском посте. В нынешних семьях, справедливо отмечает отец Андрей, ребенок и так «маленький бог», лишать его молока, сыра и творога, конечно, не стоит, но вряд ли стоит закармливать, как в обычные дни, сладостями, а главное «детей нужно “постить” в вещах информационных». Когда родители уберут ребенка от телевизора или гаджетов, появится время для общения, совместного чтения, молитвы и так далее. Называя все вещи своими именами (это тоже не принято в современном «светском» дискурсе, что ярко видно, например, в эвфемизмах абортов), писатель не сыплет всем известными, набившими оскомину понятиями-штампами: «кризис брака», «институт семьи», — но рассказывает на страницах книги о таких «актуальных явлениях», которые подчас и назвать-то трудно: об исчезновении в наше время дедушек (как таковых — «как института») или о бабушках в стиле «внук-фри».
По многим вопросам разговор автору приходится вести о самых что ни на есть прописях — и не только церковных или нравственных, но и общегуманистических. Что нужно трудиться (человека труда, как физического, так и умственного, мы перестали уважать), читать («Верните книге человека!»), любить Родину и знать ее историю (иначе «станем мировыми бомжами») или, например, ценить природу и ее не загаживать. Это не призыв к «живой жизни» в вересаевском смысле, но призыв восхитится творением вселенского Художника, понять, что все это создано для человека. Духовное отражается во внешнем, «Разруха в головах», — говаривал еще профессор Преображенский. В одной из своих телепередач Ткачев выражает эту мысль так: в наше время, с иронией говорит он, вместо всем знакомых христианских заповедей впору временно применять новые, куда более элементарные: «Скушал конфетку — не бросай обертку ее», «Выпил — не разбей бутылку свою» и так далее. Или почти в стиле Задорнова «режет» он в этой книге: «Чтобы бросить курить — сначала нужно научиться окурки в урну бросать!».
Вообще экологические пассажи и проповеди Андрея Ткачева — одна из самых сильных сторон его публицистики. Это на самом деле редкая и архинасущная тема, в чем-то сближающая проповедь православного священника со светской «экопублицистикой», например, выпущенным несколько лет назад великолепным сборником статей Василия Голованова «Сопротивление не бесполезно».
«Есть некая музыка в словах “не ваше дело” и “я так хочу”, — остроумно иронизирует автор, говоря о главных бичах во внутреннем мире нынешнего человека-индивида, самоугодливости и своеволии, — но когда ее включают на полную громкость после 23.00, может показаться надоедливой». (Кстати, часто обращающийся к примерам из литературы, а иногда и киноискусства, о рок-музыке отец Андрей Ткачев, на духовное становление которого, по его словам, оказал влияние некий хиппи из Львова, упоминает лишь в негативном ряду между «наркотиками», «блудом» и «ночными клубами». Между тем ведь немало людей, по свидетельству священников или их самих, привело к вере влияние сходной с хорошими книгами и поэзией рок-музыки, например, лучших вещей Егора Летова или Янки.)
Небесполезным сопротивлением является для отца Андрея прежде всего православная проповедь. Этой теме посвящены такие его предыдущие работы, как «Миссионерские записки» (2011) и «Проповедь о проповеди» (2015). В передаче «На сон грядущим» он также не раз говорит о том, что не только литургическая жизнь и молитва, но и проповедь должна быть в каждом храме, сетует на отсутствие в наш век «научения» — учительства и ученичества как неких архетипов и моделей поведения. Библия, согласно отцу Андрею, в первую очередь книга для совместного чтения вслух. Во время и не во время (1 Тим. 4:2), — приводит он в своей книге горячие слова о проповеди апостола Павла.
Некоторые главки, являющиеся как бы интермедиями в книге публициста, написаны как истории, притчи или даже сказки (подзаголовки: «Разговор в самолете», «Рассказ отпускника», «Записки наблюдателя», «Как простой бармен начал читать мысли»), и открывают уже художественный талант автора.
Примечательно, что отец Андрей Ткачев не только критикует и обличает, сам оставаясь за кадром, как того обычно требует жанр наставления, но в придачу к некоторым из сюжетов мельком набрасывает и автопортрет пишущего — человека из плоти и крови, ищущего, сомневающегося: «Я стал ханжой и престарелым нытиком, хотя в автобусе меня иногда называют “молодой человек”. Чего тебе, и ты ли жизнью недоволен? Лежи на боку, потягивай пивко, смотри на воду, где бисер солнечных бликов…» — это как раз о «заслуженном отдыхе» у моря. «Но все же, — продолжает он, — я думаю, думаю. Это тяжелое занятие дал Отец Небесный сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем».
Публицистические же главки также набросаны легкой рукой, практически в разговорном стиле (возможно, расшифровка и перекомпановка многочисленных бесед автора), без подробной и выверенной аргументации, без сносок и так далее.
В каком-то смысле такое отсутствие присущей проработанной книге основательности является существенным недостаток издания, но, тем не менее, при современных условиях чтения книга «Наше время» оправдывает свой выход, свою «миссию» такими достоинствами, как компактность, грамотно выстроенная композиция, простота и пунктирность изложения.
Современная цивилизация, по убеждению отца Андрея Ткачева, прививает человеку неправильные, искаженные ценности. Главная мысль книги — о присущей нынешнему обществу «антропологической энтропии»: «всюду, где жизнь подобна бесформенному студню (холодной манной каше, чернильной кляксе — сравните, с чем хотите), там нет у человека и общества господствующей мысли». Нет иерархии, «все смешалось» — хуже чем в уме титана Льва Толстого: женщина соревнуется с мужчиной, телега ставится впереди лошади. Можно сто раз задаваться вопросом «зачем мы живем?», требуя конкретного, упакованного в обертку ответа, не понимая действия руководящего всем вокруг Промысла Божьего. «Там же, где мысль есть, — продолжает автор, — жизнь выпрямляется и стремится к полету. Лучше всего это движение сравнить с полетом стрелы». Это и есть противоборствующая антропологической энтропии «единственная революция, которую можно принять и благословить» — евангельская революция в сознании. Преображение сознания и души, для которых направление движения очевидно: по выражению почитаемого отцом Андреем Федора Михайловича Достоевского, к «вековечноу идеалу красоты» — во Христе.
НАШЕ ВРЕМЯ. ЗАЧЕМ МЫ РОЖДАЕМСЯ
Протоиерей Андрей Ткачев.
М.: Воскресение, 2017. — 320 с.
ИС Р17-709-0340
ISBN 978-5-6040203-2-6
Протоиерей Андрей Ткачев - номинант Патриаршей литературной премии.
Издательский совет Русской Православной Церкви