О чем говорит Ветхий Завет

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: О чем говорит Ветхий Завет. Четвертая ступень.

М.: Никея, 2018. — 224 с.


История Православной Церкви насчитывает почти два тысячелетия. За это время церковное Предание вместило в себя большое количество книг и постепенно сформировавшихся традиций: каноны, богослужебные тексты, молитвословы, поучения святых отцов и другие книги о самых разных аспектах христианской жизни. Как разобраться в этом море информации человеку, недавно переступившему порог храма? Что считать главным? Замечательно, если найдется кто-то знающий и поможет. А если нет? Тогда можно воспользоваться проверенным способом – прочесть хорошую книгу. Например, такую, какая находится сегодня на нашей книжной полке. Она вышла в свет в издательстве Никея и называется – «О чем говорит Ветхий Завет. Священное Писание».


1. Эта книга, по словам издателей, вводит читателя в Ветхий Завет, его сюжеты, структуру, историю создания и духовное содержание. Ее автор – Михаил Анатольевич Скобелев, кандидат богословия, преподаватель Московской духовной семинарии и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Уникальность подачи материала в книге состоит в том, что автор раскрывает ветхозаветную историю через ее главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Иова. Ветхий Завет — это история людей, их нравственных падений и духовных подвигов, история поиска Бога. Автор показывает принципиальные особенности Священного Писания и объясняет его духовно-нравственный смысл.

2. В предисловии книги Михаил Анатольевич пишет: «Священное Писание христиан, или Библия, состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Приступая к рассказу о Ветхом Завете, мы сразу сталкиваемся с серьезным вопросом. В нескольких десятках ветхозаветных книг содержится множество сюжетов и тысячи имен. Не случайно Апостол, вспоминая события Священной истории, восклицает: «Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках». Как же построить рассказ, что выбрать? Вроде бы ясно – выбрать самое главное, как это делается, например, в хрестоматиях для учащихся, чтобы они могли быстро ознакомиться с сюжетом длинного романа.

3. Но Священное Писание – не роман. Все его книги – совершенно особенные, богодухновенные, и, по мнению святых отцов, в них важно все, даже отдельные слова и буквы – все «главное»!» Что же делать? Как отмечает автор, изобретать свой способ повествования ему показалось слишком дерзким, и он нашел надежный ориентир – изложение Священной истории в апостольской проповеди. Архидиакон Стефан и апостол Павел, проповедуя иудеям о воскресшем Христе, начинали свою речь с изложения событий ветхозаветной истории и описывали основные ее этапы через деяния главных действующих лиц: Авраама, Моисея, Иисуса Навина, Давида, Соломона… И Михаил Анатольевич последовал их примеру. Но прежде чем перейти непосредственно к рассказу, он кратко напоминает важные, принципиальные особенности Священного Писания, которые необходимо помнить всякому приступающему к его чтению.

4. Одна из особенностей следующая. В отличие от произведений художественной литературы, где подробно описываются внешность героев, их внутренние состояния и переживания, объясняются мотивы их поступков, Писание практически полностью лишено этих подробностей. Так, описывая красоту жены патриарха Иакова Рахили, священный автор говорит: Рахиль была красива станом и красива лицом. И все! Сравните это с описанием, например, внешности Анны Карениной… Другое важное отличие – читая светскую литературу, мы всего лишь следим, не без сопереживания, конечно, за жизнью главных героев. Священные же авторы вовлекают нас в активный диалог с текстом. С одной стороны, в Писании Бог открывает Себя людям, и поэтому мы называем собрание этих книг Божественным Откровением.

5. В Ветхом Завете мы часто встречаемся с реакцией Бога на то или иное событие. Эта реакция может быть передана в выражениях: и возгорелся гнев Божий на Израиля, и раскаялся Господь, отяготела рука Господня над Азотянами, и он поражал их, Господь пожалел о бедствии… Как отмечает Михаил Анатольевич, у читателя может возникнуть вопрос: как же так, Бог – Творец мира, Вседержитель, и вдруг человеческие эмоции: гнев, жалость, раскаяние? Что это? Еще один миф, каких множество в литературе древних греков? Нет, и еще раз нет! Библеисты назвали такие выражения антропоморфизмами. Слово Божие обращено к человеку, поэтому священные писатели говорят нам о Боге и Его свойствах в доступной и понятной нам форме, и не следует понимать их буквально.

6. Кроме того, в Ветхом Завете есть книги, содержащие и ответ человека, его слово, обращенное к Богу. Самые яркие примеры – Псалтирь и книга Иова, но по сути и весь текст Писания являет собой активный диалог между Богом и человеком. Всякий заинтересованный читатель становится участником этого диалога, вступая, таким образом, на путь богообщения. Важно также подчеркнуть, - говорит автор, - что в Писании Бог обращается непосредственно к нам лично: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради». Даже в вопросах, адресованных, согласно контексту, не прямо нам, как, например, вопрос Иисуса Христа к апостолу Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? – мы не можем не чувствовать, что он обращен и к нам тоже.

7. А еще, Священное Писание дает нам множество примеров поведения в отношении к Богу и к человеку: родителям, мужу, жене, детям, другу, врагу. Часто эти примеры для большей убедительности представлены в виде антитез, положительный пример – отрицательный: Авель – Каин, Сим – Хам, Сарра – Агарь, Исаак – Измаил, Иаков – Исав, Иосиф – братья, Давид – Саул. В этом противопоставлении библейских персонажей реализуется одна из главных идей Писания – тема двух путей: жизни и смерти, благословения и проклятия, святости и беззакония.

8. По словам автора, читая Ветхий Завет, важно помнить, что люди, жившие до прихода Мессии, не обладали той полнотой знания о Боге и человеке, которой обладаем мы – христиане, и потому многие их поступки в свете новозаветного Откровения представляются нам странными, а иногда и смущают. Для правильного их понимания необходимо обращаться к церковной экзегезе – толкованию. Экзегеза начинается с умения увидеть в содержании текста проблему и задать правильный вопрос, а затем постараться найти на него верный ответ. Вот и мы, - говорит автор, - попробуем следовать этому правилу – будем учиться задавать вопросы и находить на них правильные ответы.

***

Как отмечает автор, размышляя над значением Ветхого Завета в жизни Церкви, можно сделать следующий вывод. С одной стороны, Ветхий Завет – приготовление к Новому, так что, по слову Апостола: Закон был для нас детоводителем ко Христу, то есть уже выполнил свое назначение. С другой стороны, весь Новый Завет, «дышит Ветхим Заветом». Для знающего Писание очевидна невозможность открыть всю глубину евангельских слов Спасителя, не изучив Ветхого Завета. Вот почему Церковь изначально использует ветхозаветные книги в своем богослужении, тем самым сделав их неотъемлемой частью своей жизни. Кроме того, еще раз повторимся, весь текст Писания представляет собой активный диалог между Богом и человеком, и книга «О чем говорит Ветхий Завет» приглашает читателя стать заинтересованным участником этого диалога.

Телеканал "Союз"/У книжной полки