О лицах, событиях, встречах

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)

М.: ПСТГУ, 2021. — 826 с., ил.


Архимандрит Киприан (Керн) - одна из ярких и загадочных фигур русского церковного зарубежья. Профессор Сергиевского богословского института, духовный отец многих деятелей русской эмиграции, яркий преподаватель и автор работ по литургике и богословию (среди них - фундаментальное исследование о святителе Григории Паламе), - современникам о. Киприан запомнился, прежде всего, глубоко православным человеком, монахом по духовному призванию, талантливым и ярко мыслящим исследователем, открытым европейской культуре. А сегодня мы можем узнать немного больше об отце Киприане благодаря его мемуарам, которые вышли в свет в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Эту книгу под названием«О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)» - мы предлагаем сегодня вашему вниманию.


1. В предисловии книги о мемуарах и их выдающемся авторе редактор книги священник Александр Занемонец рассказывает: «Долгое время воспоминания о. Киприана, а также его иерусалимский дневник оставались неизвестны для читателей. Сам о. Киприан не планировал их издавать. Тексты хранились в его архиве в Свято-Сергиевском богословском институте и в частных архивах. В 2002 году Свято-Тихоновским институтом в Москве были изданы воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре), которые о. Киприан начал писать во Франции в 1947 году В 2011-м в Иерусалиме вышел дневник о. Киприана, который он вёл в 1928–1930 гг. в Иерусалиме, будучи начальником Русской духовной миссии.

2. В 2021 году издательством Свято-Тихоновского университета были переизданы как воспоминания об архиереях, так и иерусалимский дневник. Впервые были изданы воспоминания о. Киприана о детстве и о жизни в эмиграции на Балканах. Всё это вошло в книгу «О лицах, событиях, встречах. Записки архимандрита Киприана (Керна)». 3. Из предлагаемых вниманию читателя текстов книги самым ранним по времени написания является иерусалимский дневник. Он издан по авторской рукописи. Это серая тетрадь большого формата (примерно A4) и объёмом в 284 страницы, заполненная до самого конца, с общим названием «Се восходим во Иерусалим. Октябрь 1928 - июнь 1930 года».

3. На Святой Земле о. Киприан оказался неожиданно для себя самого. В начале 1928 года Синод Русской Церкви заграницей назначил его начальником к Духовной Миссии в Иерусалиме, и уже летом в русской церкви в Белграде он был возведен владыкой Антонием в сан архимандрита. По словам отца Александра, иерусалимский дневник представляет собой очень интересный документ. Благодаря ему мы можем составить представление о жизни о. Киприана на Святой Земле и его взглядах в молодые годы. Дневник содержит важнейшие исторические свидетельства о русском присутствии в Иерусалиме тех лет, и, в целом, о Святой Земле времен Британского мандата. Отец Киприан описывает жизнь Миссии и русских монастырей, и еврейско-арабский конфликт, и многочисленные контакты с англичанами, и связи с Россией и русским зарубежьем. И, конечно же, по дневнику мы можем проследить духовную эволюцию самого о. Киприана.

4. Как отмечает отец Александр, написанный в Иерусалиме дневник «переехал» вместе с автором в Югославию, а затем и в Париж, а после его смерти оказался в архиве Свято-Сергиевского института. Именно там он был обнаружен и приготовлен редактором книги к изданию в рамках научной работы в институте. Нет свидетельств о том, чтобы сам о. Киприан когда-либо собирался издавать дневник. Даже для учеников и духовных чад содержание его оставалось неизвестным. Возможно, - говорит отец Александр, - это связано с тем, что о. Киприану на момент создания дневника было 30 лет и в последующие годы он его «перерос»? Тем не менее, серая тетрадь вместе со своим автором совершила путь от Русской духовной миссии в центре Иерусалима, через Югославию, до его кельи на парижской Сергиевской горке и до архива института.

5. Следующую часть книги составили воспоминания о. Киприана об архиереях — это, по словам редактора, - самая ранняя часть (начата осенью 1947 г.) и крайне интересная. Даже не в смысле информации, скорее, в смысле того, как автор описывает героев — митрополита Антония (Храповицкого) и епископа Гавриила (Чепура). Как отмечает отец Александр, о епископе Гаврииле вообще написано немного, так что воспоминания о нём о. Киприана имеют биографическую ценность. О владыке Антонии же, наоборот, написано очень много, его книги, письма, статьи изданы. Но интересно, как о. Киприан описывает и еп. Гавриила, и своего «великого Авву», митр. Антония, благодаря которому стал монахом и который его рукополагал.

6. По словам отца Александра, о митрополите Антонии Храповицком многие писали с восхищением и благоговением, а другие - критично. Либо акафист, либо наоборот. Отец Киприан в своих воспоминаниях говорит о митр. Антонии с любовью и при этом глубоко, отмечая всю сложность его личности и его роль в истории Русской Церкви рубежа веков и Русского зарубежья. Это одно из самых глубоких и непредвзятых воспоминаний о митр. Антонии. Отец Киприан начал писать воспоминания в 48 лет, писал их не последовательно, а по отдельным главам. Об этом он сам пишет в небольшом предисловии:

7. «Вспомнив пожелание моих друзей, чтобы я написал свои воспоминания, я и взялся за перо. Может быть, это и предупреждение приближающейся старости, а может быть, и непривычка сидеть без определенных занятий. Словом, я напрягаю свою память и решаюсь на стариковское дело писания мемуаров. Думаю, что хронологически последовательных воспоминаний мне не написать, тем более что и детство и юность всё ещё — да, вероятно, и навсегда, — покрыты слишком болезненными воспоминаниями тех “окаянных дней”, которые отделяют от них мою жизнь здесь в изгнании, то есть на свободе. Потому-то я и решаюсь скорее на запись о лицах, встречах и событиях так, как они вспомнились, а не пишу «Книгу бытия моего»».

8. А открывает это издание глава, рассказывающая о детстве автора, которая, по словам отца Александра, очень важна для понимания истории семьи о. Киприана и того мира, в котором он начал свою жизнь и вырос. Следующими идут главы «Белград», «Битоль» и «Леонтьевское». Здесь сочетается биографическая информация, в первую очередь, связанная с его преподаванием в семинарии и с жизнью в македонском Битоле, и размышления о русской эмиграции и о Балканах.

***

Вся взрослая жизнь о. Киприана прошла в эмиграции: он оказался в Сербии двадцатилетним, стал свидетелем и участником событий, связанных с образованием РПЦЗ, был знаком, дружил и поддерживал отношения со многими представителями русского и европейского церковного мира. Ценность воспоминаний о. Киприана, по мнению издателей, неоспорима. Пока неизвестно, в каком именно объеме они существуют, но его воспоминания о детстве, начале жизни в Сербии, преподавании в семинарии в Битоле, о коллегах и друзьях тех лет, представленные на страницах этой книги, были найдены недавно, публикуются впервые и представляют несомненную историческую ценность.

Телеканал "Союз"/У книжной полки