Мир Православия. Таинства, обряды, традиции

Автор: иеромонах Макарий (Комогоров) Все новинки

О страстях и искушениях

  • Автор обзора: Полина Митрофанова
  • Книга: О страстях и искушениях. Ответы православных психологов. - 2-е изд.
  • Автор книги: Виноградов Леонид

М.: Никея, 2016. — 168 с.


Страсть — болезненное состояние души, которое влечет человека к нарушению заповедей, мешает следовать за Христом. Как же избавиться от тирании гордости, тщеславия, уныния, гнева? Почему исповедуясь в одних и тех же грехах, мы не можем с ними справиться? С этими вопросами журналист Леонид Виноградов обратился не к священникам, а к ведущим православным психологам. Беседы с ними составили книгу, которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. Она вышла в свет в издательстве «Никея» и называется «О страстях и искушениях. Ответы православных психологов».


1. Автор книги - Леонид Виноградов родился в 1964 году в Москве. В журналистике с 1997 года. Работал в журналах «Мир карточек», «Элитное образование», «Промышленник России», «Моя Москва», в Федеральном агентстве новостей. С сентября 2004 по июль 2012 года – корреспондент журнала «Нескучный сад» и сайта Милосердие.ru. В этой книге в беседах с психологами автор раскрывает восемь основных страстей в неожиданном ракурсе — с точки зрения христианской психологии. И делает вывод, что греховные состояния часто паразитируют на наших комплексах и душевных травмах, а нерешенные психологические проблемы могут стать серьезным препятствием на духовном пути.

2. В предисловии книги декан факультета психологии Российского православного университета, священник Петр Коломейцев, отвечает на вопрос: «Зачем христианину психология?» Прежде всего отец Пётр напоминает, что в христианском богословии есть такой раздел как аскетика, или наука о подвижничестве. Изучает она ни много ни мало пути исцеления падшего человеческого естества, пути исцеления от болезни несовершенства, унаследованной от самого праотца Адама. Христианские аскеты – это те люди, которые смыслом своей жизни сделали борьбу с собственными грехами. Разумеется, отмечает священник, борьба эта требует усилий. Но не только. Необходимы еще и знания. Ведь никакие усилия не приведут к результату, если неправильно выбрать точку их приложения.

3. Подвижники первых веков христианства это понимали. Они записали и систематизировали свой опыт аскетической жизни с тем, чтобы передать его христианам последующих веков и таким образом помочь нам в нелегком деле самосовершенствования. Так появилась аскетика, а внутри нее – учение о страстях как источнике греха. Монах и богослов Евагрий Понтийский, живший в IV веке, был первым, кто определил восемь базовых страстей, свойственных человеческой природе. Сегодня же о страстях вспоминают редко. Гораздо популярнее учение о смертных грехах. И это неудивительно. Схема «согрешил – покаялся» проста и понятна каждому. Но тот, кто имеет хотя бы небольшой опыт христианской жизни, знает, что раз исповедовать грех еще не значит избавиться от него.

4. Из своего священнического опыта отец Пётр знает, как часто люди годами каются на исповеди в одном и том же, выражают твердое намерение «начать новую жизнь», исправиться, но снова и снова впадают в тот же грех! Отчего так происходит? Вот на этот вопрос и попытался ответить Евагрий Понтийский. Он обратил внимание на то, что грех есть лишь следствие, симптом болезненного состояния души. И бороться надо с причиной, то есть со страстью, овладевшей человеком, а не с отдельными ее проявлениями. В конце концов, проявлений может и не быть. Но это еще не значит, что душу человека не разъедает духовная болезнь.

5. Взять, к примеру, человека, пожизненно заключенного в одиночную камеру. Можно ли утверждать, что он покаялся в своих злодеяниях, преодолел свои духовные недуги и стал праведником, лишь на том основании, что за время заключения у него не было возможности совершить очередное преступление? Конечно, мы не можем это утверждать, потому что отсутствие «состава преступления» само по себе еще ничего не говорит о состоянии души человека. А борьба с грехом начинается именно с борьбы со страстями. Согласно святым отцам, греховные состояния души могут быть сведены к восьми главным страстям: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость.

6. Христианские подвижники оставили множество трудов, посвященных тому, как следует распознавать в своей душе ростки этих недугов и бороться с ними. Эти труды сегодня издаются большими тиражами. Тот, кто хочет навести порядок в собственной душе, всегда имеет возможность изучить писания христианских аскетов. Спрашивается, зачем же тут психология? Во-первых, - говорит отец Пётр, -святоотеческие труды, написанные много столетий назад, современному читателю далеко не всегда понятны. Слишком сильно изменился мир вокруг, а вместе с ним – и человеческое сознание. Учение святых отцов воспринимается сегодня как архаика, имеющая мало общего с реальностью. Следовательно, и применить это учение к своей жизни человеку довольно сложно.

7. Во-вторых, христианские аскеты были монахами. Далеко не все их советы можно применить к жизни в миру. Поэтому при чтении аскетических нравоучений у людей часто возникает впечатление, что духовность – это нечто специфически монашеское, а религиозная жизнь мирянина сводится к тому, чтобы поститься, молиться и жертвовать деньги в церковную казну.  Однако как священник, отец Пётр видит, что люди часто идут на исповедь не с духовными, а именно спсихологическими проблемами. Скажем, человек кается в унынии, а на самом деле у него тяжелая депрессия, вызванная смертью любимой жены. И ему необходима помощь психолога. Но люди боятся открывать свои душевные раны.

8. Между тем, по словам священника, если мы обратимся к психологии, в основе которой лежит христианская антропология, то с удивлением обнаружим, что здесь очень много общего с христианской аскетикой. Ведь смысл аскетики вовсе не в суровых самоограничениях, аскетика – это практика созидания себя. То есть любой человек, который сознательно работает над собой, именно сознательно, а не стихийно, может называться аскетом. Аскет-христианин – это тот, кто следит за своими мыслями, желаниями, поступками, анализирует себя. А к чему призывает психолог? Да по сути к тому же – к самоосознанию, к постановке перед собой задачи, к тому, чтобы сосредоточить свою волю. Психотерапия – это не колдовство и не магия. Это сотрудничество двух людей – психолога и клиента, причем психолог лишь направляет, а основную часть работы человек должен проделать сам.

***

Святоотеческое учение говорит нам о том, что страсть – это не преступление, а недуг, болезнь. А где нет преступления, там нет и наказания. Христианский психолог стоит на тех же позициях. Если у человека есть психологические проблемы, это не значит, что он какой-то неправильный, какой-то не такой и ему должно быть стыдно. Это значит, что человек нуждается в помощи, в терапии. И в этом смысле психолог и аскет мыслят абсолютно одинаково – каждый на своем уровне. Надо только научиться эти уровни различать. Как? На этот вопрос вам помогут ответить замечательные христианские психологи, интервью с которыми собраны в этой книге.

Телеканал "Союз"/У книжной полки