О таинстве брака
- Автор обзора: Ирина Родионова
Иосиф (Крюков), игумен. Беседы с прихожанами о христианском браке
М.: Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 2021. 128 с.
В книге представлен цикл бесед игумена Иосифа (Крюкова) с прихожанами Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, состоявшихся дистанционно в период пандемии 2020 года и посвящённых теме христианского брака.
Во вступлении игумен Иосиф отметил: «Осознавая, что меня вряд ли можно назвать автором тех мыслей, которые будут изложены в этой книге, […] считаю необходимым упомянуть [людей, чьи] размышления послужили [её] основой: прежде всего это митрополит Антоний (Сурожский), протоиерей С. Харакас, Ф. Шин, архидиакон И. Крисавгис, П. Евдокимов, Э. Фромм, Ф. Шерард и другие».
Хотя сборник не является академическим исследованием, существенно, что отец Иосиф (Крюков) в 2001 году с отличием окончил Свято-Тихоновскую духовную семинарию, защитив магистерскую диссертацию на тему «Взгляды митрополита Антония Сурожского на брак», и в 2011 году успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата богословия в Московской православной духовной академии на тему, посвящённую святому Иосифу Обручнику.
В первой из тринадцати бесед («Творение Адама и Евы. Грехопадение») отец Иосиф подчёркивает, что сотворение мира произошло только из-за преизобилия созидательной Божией любви, и развивает мысль о том, что «Адам заключал в себе весь потенциал того, к чему был предназначен человек», т.е. «он как бы соединял в себе весь мир».
Об этом святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Имя Адам означало вселенную. Поскольку… человек должен был наполнить вселенную».
Таким образом, цельный человек заключал в себе единство всего, и только постепенно, по мере возрастания Адама, два начала (мужское и женское) стали обретать самостоятельность, что потребовало в дальнейшем их разделения, но так, чтобы в каждом из них оставалось что-то от другого, и чтобы благодаря этому они видели в другом частицу себя. Ведь «…мы не являемся полностью собой до тех пор, пока не понимаем, что те, кого мы по-настоящему любим, становятся нашим «другим "Я"»».
Существовало глубинное единство мужчины и женщины. Как писал в толкованиях на «Песнь Песней» святитель Григорий Нисский, «Адам и Ева представляют собой как бы отражение друг друга, являются единой реальностью в двух лицах». Однако после грехопадения человеческая природа оказалась разодранной, Адам и Ева стали чужими друг другу. Для восстановления утраченного единства Творец создаёт между мужчиной и женщиной обоюдное притяжение, которое стремится соединить их на глубочайшем уровне, что воплощается в брачной любви.
Тема второй беседы – «Брак в Ветхом Завете». Грех отсёк человека от Источника жизни и обрёк его на постепенное умирание, но Бог с начала творения совершал домостроительство нашего спасения и стремился возвратить человека в утраченное единство, самое близкое подобие которому, по мнению святых отцов, воплощено в общении супругов. Игумен Иосиф указывает: «Вот почему в Ветхом Завете таинство брака, понимаемое как единство мужчины и женщины в союзе любви, предстаёт как отражение в человеческих взаимоотношениях стремления Бога воссоздать единение, в котором Он и человек некогда пребывали в Эдеме».
Поэтому брак понимался как таинство, посредством которого в ветхозаветном мире сохранялось и передавалось присутствие благодати. Блаженный Августин в книге «О супружестве и похоти» отмечал, что вне зависимости от религиозных взглядов супругов брак является даром от Бога и как таковой он благ.
Игумен Иосиф обращает внимание на различие христианского и не христианского брака, которое заключается в его целях. Рассмотрению этого аспекта посвящена третья беседа – «Брак и семья в Новом Завете». Указывается на то, что образцом для взаимоотношений внутри семьи является внутренняя жизнь Пресвятой Троицы.
Любовь есть свойство Божьей сущности: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 8). Христианство возвысило любовь в духовный ранг, ведь «всякий любящий рождён от Бога» (1 Ин. 4: 7). В предлагаемой вниманию читателей книге на основе как святоотеческого наследия, так и современных размышлений светских и духовных авторов анализируется сущность христианского брака, в котором воплощаются различные аспекты любви (дружба, влечение, духовная, семейная любовь).
Значимы и информативны сами названия бесед («Встреча». «Знать и любить». «Верность». «Отцовство». «Материнство». «Охранение домашних церквей»), в которых суть брака раскрывается как колыбель познания, начинающегося со Встречи с большой буквы, с узнавания друг друга, с раскрытия личностных и духовных аспектов, и развивающегося через самопожертвование. Русский философ В.Н. Лосский в книге «Очерк мистического богословия восточной Церкви» писал, что человеческая личность может самоосуществиться только в отказе от собственной воли, личность существует в направленности к другому. Брак содействует развитию, реализации призвания человека.
Церковь имеет вполне определённое понимание брака как естественного по факту творения, благодатного, во Христе, союза мужчины и женщины. Причём новозаветное понимание брака в отличие от ветхозаветного смещает акцент с деторождения на любовь и единство двух людей. Сутью брака становится абсолютное единение супругов в любви, и земная жизнь семьи постепенно проникается начатками Царствия Небесного, становится евхаристическим созиданием домашней Церкви.
Рассматривая тему христианского брака, игумен Иосиф напоминает, что у каждого человека своё место в Церкви, свой путь, который зависит от склонностей, способностей души, меры, степени разумения и прочего. Поэтому и брак (во время которого человек уподобляется Богу созиданием домашней Церкви) и монашество (в котором союз души и Бога осуществляется непосредственно) одинаково важны и ценны для Церкви. Ведь главной заботой христианина должно быть стяжание любви к Богу и ближнему.
Отец Иосиф пишет не только об идеале как путеводной звезде, но и о реальности, в которой возможен и кризис семейных взаимоотношений, поскольку «мы живём в эпоху цивилизационного кризиса, усугубляющегося буквально каждый день», происходящая «дезинтеграция семьи предваряет умирание общества, государства и мира». Игумен напоминает, что «две трети цивилизаций погибло не вследствие нападения извне, а в результате разложения изнутри» и «первичным институтом, делающим возможным жизнь цивилизации, является институт семьи».
Книга «Беседы с прихожанами о христианском браке» содержит ценные наставления и раскрывает высокое понимание брака, как вечного союза между мужем и женою по образу Христа и Церкви.