О цели и смысле земной жизни человека
- Автор обзора: Телеканал Союз
«Кто я? откуда и для чего являюсь на земле? Какова вообще цель моего существования? Какова причина и цель моей земной жизни, этого странствования, краткого в сравнении с вечностью, продолжительного и утомительного в отношении к самому себе?» - эти вопросы, которые задавал сам себе святитель Игнатий Брянчанинов, на протяжении тысячелетий волнуют человечество. «Вопрос о жизни, о цели существования, — о том, как человеку жить, чтобы жить истинною жизнью, — поистине является альфой и омегой всякой философии и всякого религиозного учения», - утверждал Патриарх Сергий Страгородский. «Истинная же цель жизни нашей христианской, по словам прп. Серафима Саровского, состоит в стяжании Духа Святаго Божиего». Поиск ответов на извечную тему составили книгу, которая вышла в свет в Издательстве Оранта, в серии «Христианская антропология и современность». Она называется - «Размышления о цели и смысле земной жизни человека».
В настоящей книге представлены различные аспекты важнейшей и основополагающей для человека извечной проблемы, над которой задумывается практически каждый из нас, — цели и смысла земной жизни. При этом данная проблема рассматривается, как с общей точки зрения, так и с точки зрения христианской антропологии. Подробно анализируется подход к понятиям «цель» и «смысл» жизни. Выявляются общие (одинаковые) и различные аспекты цели жизни, свойственные разным мировоззрениям. Обосновывается грань, за которой начинаются принципиальные расхождения в осмыслении этих аспектов. Показываются особенности и психическая основа выбора цели жизни и раскрываются его логические и мистические стороны. Рассказывается о возможных источниках информации о загробной жизни, вера в которую является определяющим критерием при выборе цели земной жизни. Большое внимание уделено христианской точке зрения на цель жизни. Приведены необходимые пояснения к тексту и определения используемых терминов.
Как отмечает автор книги, Петр Добросельский, «актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что для человека нет ничего важнее, чем спасение, которое и является основной задачей Церкви Христовой. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3: 16). Поскольку выбор цели земной жизни человека и определяет, куда он будет двигаться — к Богу (иначе говоря, к своему спасению) или от Него, — то именно этот выбор и приобретает для человека важнейшее и основополагающее значение. Осознание цели жизни создает в человеке внутреннюю цельность, а также четкую и направленную доминанту. Иными словами, если человек осознает цель жизни, то и сама жизнь приобретает для него определенный смысл, заключающийся в достижении цели. Это гармонизирует психические силы человека (разум, чувства, волю), создавая духовную направленность или духовную векторность.
Именно поэтому так важно выбрать правильную цель жизни (поняв при этом ее логический и мистический аспекты), дающую человеку благодатную жизнь, как на земле, так и после телесной смерти. И тогда уже в жизни земной не будет места рабству страстям, которые могут стать для человека ложными и лукавыми богами, разрушающими душу и тело. Важность темы для самого широкого круга читателей, а также большое количество публикаций, посвященных данному вопросу, в которых рассматриваются его отдельные аспекты, определили и соответствующий комплексный подход к рассмотрению темы. А именно с точки зрения библейской, святоотеческой и научной антропологии, в том числе, — психологии, включая такие ее разделы, как общая психология, психология личности, логотерапия и другой предусматривающий анализ подхода к понятиям «цель» и «смысл жизни.
В предисловии книги автор пишет: «В наше время, в связи с тяжелым наследством, оставленным длительным богоборческим и тоталитарным периодом, духовность человека и ее развитие приобретает особую актуальность. Действительно, еще сильны устремления к ложным сокровищам, которые становятся для человека ложными и лукавыми богами. Речь идет о властолюбии, славолюбии, сластолюбии, сребролюбии, — являющимися по христианским понятиям злейшими страстями, преградами на пути спасения человека и орудиями дьявола. Также следует отметить и лицеприятие (т. е. человекоутодничество или человекопоклонство для личной выгоды, включая лесть) и лицемерие (т. е. прикрытие своего поведения различными формами неискренности, включая притворную добродетель), которые весьма распространены в различных сферах человеческой деятельности (11,13).
По мнению доктора медицинских наук, проф., иеромонаха Анатолия (Берестова): «Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника — Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность — распад духа, падение в бездну греха» (с. 14). В связи с этим, можно выделить два основных направления при выборе жизненного пути (два основных кредо). «Одно — и это у большинства,— брать от текущего дня все, что только можно взять для тела приятного, услаждающего. Культ тела, поблажка персти, выраженная в извращенной философии Эпикура: "Будем есть и пить, так как завтра умрем". — Это приятие жизни со дня грехопадения Адама. С падением Адама утратило человечество богопросвещенный ум, "умный" ум, и все чаще и чаще принимает ложь за истину; утратило восприятие истинной красоты, ибо извратило свои чувства и принимает безобразие за красоту; и воля устремлена часто к злу, принимая зло за добро или творя зло под личиною добра» (с.14). Такой ситуации способствует и растлевающее воздействие некоторых средств массовой информации.
Также необходимо отметить, что для многих современных людей «главным является деловая жизнь, работа. «Деловые люди», говорит митрополит Иларион (Алфеев), - это особое поколение людей XX века, для которых не существует ничего, кроме их собственной функции в каком-то «деле», бизнесе, поглощающем их полностью и не оставляющем ни малейшего просвета или паузы, необходимой для того, чтобы услышать голос Бога» (с.15). При этом «чем спокойнее, чем более размерена и упорядочена внешняя жизнь, чем более она занята текущими земными интересами и имеет удачу в их осуществлении, тем глубже, по словам русского философа Семена Франка, душевная могила, в которой похоронен вопрос о смысле жизни» (с. 15). По мнению архим. Рафаила (Карелина): «Большинство наших современников видит счастье в материальном богатстве; для них деньги — эквивалент благополучия. Но могут ли деньги принести человеку действительную радость? Может ли он купить за деньги дружбу, преданность, способность быть любимым и самому любить? <…>Еще никого богатство не делало лучше...» (с.16).
Вместе с этим, в сознании человека живет и понимание, и желание, и ожидание истинного, прекрасного и вечного. А в душе живет врожденное устремление к духовному и немеркнущему. Поэтому, «среди шума и круговорота дел, событий, впечатлений, иногда люди слышат в своем сердце таинственный Божий зов. Этот зов не всегда сознается как исходящий от Бога, а воспринимается иногда в смутном чувстве некой неудовлетворенности, внутреннем беспокойстве и тоске. Душа человека томится суетой, хотела бы выбраться из тины греха, но, - отмечает владыка Иларион, не понимает ясно, куда ей идти». Ибо «не утрачена во всем человечестве и окончательно тоска по мирам иным, воспоминание об Эдеме, о богообщении; и суетный, перстный человек жаждет познания полной истины, ищет настоящей красоты, жаждет послужить подлинному добру. В минуту просветления ясно представляется перстная жизнь как смена обманчивых снов» (с. 16). Это и есть призыв ко второму направлению жизненного пути — пути к Богу.
К сожалению, пишет автор, данные стремления часто появляются в нас мирскими заботами и суетностью, а потребность в Боге удовлетворяется различными суррогатами. Все это резко увеличивает значение обсуждения извечных духовных тем. «Эти, как обычно говорится, "проклятые" вопросы или, вернее, этот единый вопрос "о смысле жизни" волнует и мучает в глубине души каждого человека. Добавим, что этот вопрос волнуют людей разных возрастов и мировоззрений: и только начинающих свой жизненный путь, и прошедших часть пути, и заканчивающих его. Ведь «человеческое сердце, по словам блж. Августина, не находит себе покоя, пока оно не найдет и не осуществит смысл и цель жизни» (с. 17). Тем, кто пытается в этих вопросах, и посвящена настоящая книга.
***
Эта книга адресована широкому кругу читателей, пытающихся разобраться в одном из основополагающих и важнейших вопросов — цели и смысле земной жизни человека. Автор подробно рассматривает и обосновывает христианскую точку зрения, полагающую целью земной жизни христианина — вечное блаженство в соединении с Богом, а смыслом жизни — достижение этого блаженства или подготовку к жизни вечной. Большое количество святоотеческих цитат, приведенных в основном тексте книги, сносках и приложениях, способствует более полному раскрытию данной темы. Мы надеемся, - говорят издатели, - что представляемая книга будет полезна и интересна для самой широкой аудитории, включающей и воцерковленного читателя, и только начинающих свой путь в духовном развитии, и специалистов в области богословия, философии, психологии, педагогики.