«О временном и вечном»

  • Автор обзора: Телеканал "Союз"

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин). «О временном и вечном». Беседы с молодежью


На сороковой день после Рождества Христова православные христиане отмечают один из двенадцати главных праздников — Сретение Господне. С церковнославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча». Как говорит архимандрит Мелхиседек (Артюхин), «это праздник радости, праздник домостроительства Божьего, встреча, которая может сделать очевидным то, что казалось невероятным, и может исполнить неисполнимое». «Когда мы вспоминаем встречу Живого Бога с человеком, с праведником — со святым Симеоном, то, - по словам с батюшки, - не только умиляемся этому событию, ознаменовавшему исполнение пророчества. Это для нас повод задуматься и о своей встрече с Богом, об этом чуде, которое дается каждому из нас». И как хорошо, если эта встреча происходит в юном возрасте, когда душа еще не впитала в себя всю мерзость греховного мира, но, озаренная светом Христовым, выбирает правильный путь, ведущий ко спасению. А на этом пути мы нередко задумываемся «О временном и вечном». Именно так называется новая книга архимандрита Мелхиседека (Артюхина), которую мы сегодня предлагаем вашему вниманию. ***

Автор книги - архимандрит Мелхиседек — настоятель храма первоверховных апостолов Петра и Павла (подворья Оптиной пустыни в Москве) и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, известный проповедник, автор многих книг и православных программ на телевидении. Цикл его пастырских бесед продолжает книга «О временном и вечном», основанная на встречах с молодежью в культурном центре «Вдохновение». Начиная с 2014 года, такие встречи проводятся ежемесячно и собирают до пятисот слушателей со всех концов Москвы и даже из других регионов. И это неудивительно, ведь отец Мелхиседек живо и образно говорит о самых важных проблемах духовной жизни молодого поколения — о вере и неверии, о бессмертии души и путях спасения, о критериях успешности, о взаимном служении, об истинной любви и семейном счастье.

Открывает эту книгу беседа, озаглавленная как «Жизнь без будущего или будущая жизнь?» Разговор на эту тему отец Мелхиседек начинает так: «Несомненно, каждый человек задумывался о смысле жизни, хотя бы раз задавал себе вопросы: «Зачем я пришел в этот мир? Что ждет меня после смерти?» Эти вопросы мучили, мучают и будут мучить серьезных, вдумчивых и стремящихся к полной жизни людей до тех пор, пока существует этот мир. А ответ на него можно найти только в Боге. Думаю, - говорит батюшка, - что для молодых людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь, этот вопрос особенно важен, ведь от того, как они его решат, зависит и их судьба в вечности, и земное их суще­ствование, повседневная, реальная жизнь. Будет она счастливой или несчастной, наполненной смыслом или бестолковой суетой, подарит ра­дость бытия или станет бессмысленным путе­шествием с бессмысленным концом.


Автор приводит слова Льва Николаевича Тол­стого, который как-то сказал: «На большинстве памятников умерших людей можно было бы написать такие слова: «Они не знали, зачем живут»». Рано или поздно, - отмечает отец Мелхиседек, - ко многим людям неизбежно приходит понимание, что все земное подвержено смерти и тлению, бессмертна только душа, кото­рая живет вечно. И вся земная жизнь человека с ее горестями и радостями, событиями и поступками является путем спасения души, своего рода экзаменом, по результатам которого его будет ждать бесконечная радость с Богом или вечные мучения с врагом рода человеческого. Для хри­стианина смысл жизни заключается в уподобле­нии человеческой личности еще здесь, на земле, Господу Иисусу Христу и в вере в действитель­ное воскресение тела для вечной жизни. И такая жизнь имеет для себя больше вероятностей сча­стья, даже земного, чем жизнь, имеющая целью благо материальное».

Так, размышляя с молодыми людьми о смысле земной жизни, отец Мелхиседек переходит к другой теме, которая непосредственно выливается из первой. Во второй главе под названием «Поверь, душа бессмертна», священник рассказывает о жизни будущего века. Предваряет рассказ притча о китайском императоре, которому в наследство досталась большая библиотека. Понимая, что он не может прочитать все книги, он просит мудреца написать более короткую историю человечества. Мудрец трудится на протяжении многих лет, и для начала предоставляет императору 500 книг, затем 50, и, наконец, всего одну. Но император уже на смертном одре, и не может прочитать даже эту единственную книгу. И он просит мудреца: «Скажи мне в нескольких словах, как в этой книге, содержащей всю историю мира, определяется суть и содержание чело­веческой жизни?» И мудрец сказал четыре слова: «Человек рождается, страдает и умирает».

«Мы же, христиане, - говорит отец Мелхиседек, - можем добавить к этим словам самое главное: «Человек рождается, страдает, умирает и рождается для вечной жизни с Богом, для жизни, которой не будет конца». Потому, что Бог безначален, Он не имеет конца, и бесконечным будет познание, возрастание в вере, любви к Нему. Как раз об этом один наш известный поэт сказал: «Смерть есть к жизни приближенье, \ К жизни той, где смерти нет». Разными путями зарождается у людей мысль о жизни будущего века и о том, как к ней подго­товиться. О том, как важна вера в продолже­ние жизни после смерти, говорит старец Паисий Афонский: «Все зло в человеке начинается с того момента, когда он перестает верить в бессмертие своей души». Когда есть памятование о вечности, - отмечает автор, - память о Боге, Который заложил в нас нравственные основы жизни, то мы хоть как-то стараемся жить по этим Божиим законам. Об этом старец Ам­вросий Оптинский, как всегда коротко и метко, сказал: «Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог»».

Беседуя о будущей жизни бессмертной души, священник приводит своих собеседников к осознанию того, что каждому человеку на пути к Царствию Небесному предстоит трудное плавание. Но прежде чем отправиться в это нелегкое путешествие, надо услышать призыв Божий. Об этом отец Мелхиседек говорит так: «Есть у Господа особая милость, когда человеку, вставшему на путь поиска Бога и смысла жизни, Он приоткрывает его предназначение в этом мире. Очень важно не пропустить этот тихий призыв Божий к нам. Чтобы не получилось так, как предостерегает С. Н. Трубецкой: «Тот, кто не хочет внимать шепоту вечности, будет вынуж­ден внимать ее громам». Действительно, вечность нам шепчет, и Бог действительно тихо входит в нашу жизнь. Но Он не может войти в запертую дверь нашего сердца и только осторожно стучит, чтобы мы ее открыли. Поэтому нужно очень вдумчиво относиться к тем призывам, к тем откровениям Божиим, которые обязательно есть в жизни каждого из нас».

Но даже тогда, когда мы услышали призыв Господа, и решили идти за Ним, очень важно, как считает священник, после этого решения «найти правильные ориентиры, верное направление жизненного пути. Если ты, - говорит отец Мелхиседек, - все-таки понял, что есть вечность и есть Бог, то задумайся, на что должны быть направлены твои усилия, чему должна быть посвящена твоя жизнь? Здесь надо очень тщательно определиться, чтобы не впасть в крайности. Если считать, что Церковь просто так дает человеку благополучие и решение всех его проблем — материальных, душевных, физических, то все-таки это иллюзия. Потому что Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Он сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Если этого не понимать, то возникает много разочарований: я вот в храм пришел, я искал, я молился, а ничего не меняется. А что ты искал, чего просил? Просил-то ведь временного, земного благополучия. Конечно, Господь и это дает, но тогда, когда человек пойдет по правильному пути возрастания в духе».

Вот так, от главы к главе архимандрит Мелхиседек беседует с молодежью, на темы, которые волнуют наше молодое поколение, и которые их еще, к счастью, интересуют. Они размышляют со священником о том, что же такое душа? Какова ее сущность, в чем заключается жизнь и красота души? Как заботиться о ее здоровье? Говорят, о счастье, в чем оно заключается – в успешной жизни или все же в жизни во Христе. Конечно, обсуждает автор с молодыми собеседниками и темы любви, верности, отношений в семье, потому как «тема любви, - по словам самого отца Мелхиседека, - неисчерпаема, потому что все мире существует по закону любви - любви Бога к человеку, любви человека к Богу и любви человека к человеку». Не забывает он рассказать и о том, как можно «преобразить нашу внут­реннюю жизнь и сделать сердце чистым, ярким и светлым сосудом благодати Божией», то есть об исповеди и покаянии. А помимо этого говорит о смелости христианина.


Вот уже несколько лет настоятель Петропавловского и Покровского храмов в Ясенево архимандрит Мелхиседек (Артюхин) проводит встречи с молодёжью в культурно-просветительском центре "Вдохновение". Результатом этих встреч, на которых он откровенно отвечает на вопросы молодой аудитории, стал цикл радио- и телепередач и несколько книг - сборников бесед, один из которых и был представлен сегодня в нашей программе. Беседы проиллюстрированы фотографиями тематических фресок из росписи храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Книга представляет интерес для самой широкой аудитории читателей, интересующихся православной верой и духовной культурой.


Телеканал "Союз"