Обитель милосердия
- Автор обзора: Екатерина Ратникова
«Преподобномученица Елисавета Феодоровна и ее обитель»
Автор: Протоиерей Михаил Ходанов.
М.: Издательство Московской
Патриархии, 2016. — 240 с., ил.
ИС Р16-521-1026
ISBN 978-5-99033-236-2
Марфо-Мариинская обитель милосердия — одно из самых светлых и благодатных мест Москвы. Строгие храмы и жилые постройки, соседствующие с пышными цветниками, образцовая чистота и порядок — такое ощущение, что так было всегда. Мало кто из современных паломников, впервые пришедших сюда, способен представить, сколько бед довелось пережить обители, ее основателям и насельницам. О непростой истории этого места и о мученической судьбе Великой княгини Елисаветы Феодоровны повествует книга протоиерея Михаила Ходанова, получившая диплом II степени в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» конкурса «Просвещение через книгу».
Радует прекрасное качество издания: плотная бумага, множество цветных иллюстраций, набивная печать. В оформлении использованы архивные и современные фотографии, в том числе снимки членов Царской семьи. Содержание книги тоже заслуживает самого пристального внимания.
Первая глава вводит читателя в храмовые, больничные и жилые строения Марфо-Мариинской обители, сообщает о том, как и когда они создавались, какие художники, архитекторы и иконописцы участвовали в их возведении. Это помогает настроиться на дальнейшее чтение, знакомит с обителью как бы заново — думается, даже те, кто приходил сюда многократно, найдут немало интересного на этих страницах. Например, о том, сколько стоило в начале прошлого века возведение храма или о том, где жила Елисавета Феодоровна, став настоятельницей, или почему в роспись Покровского собора внесены элементы светской живописи.
Дальнейшие главы повествуют непосредственно о жизни Елисаветы Феодоровны.
Преподобномученица Елисавета (при рождении Елизавета Александра Луиза Алиса Гессен-Дармштадтская), как и ее сестра Александра, ставшая последней российской императрицей, происходила из двух знатных династий, английской и немецкой. Протестантка по вероисповеданию, после своего замужества в 1884 году она не сразу стала православной. Чтобы принять веру своего супруга не формально, а осознанно, зная разумом и чувствуя душой все ее особенности и обряды, в течение семи (!) лет она тщательно изучала православные книги, по возможности участвовала в церковных службах и даже успела съездить с Великим князем Сергеем Александровичем в паломничество в Иерусалим. Как отмечает автор книги, эта поездка и повлияла окончательно на решение Великой княгини перейти в Православие, что она через некоторое время и совершила, несмотря на отказ собственного отца в благословении на этот поступок. Эта история, как и дальнейшая праведная жизнь Елисаветы Феодоровны, наглядно показывает, насколько разным может быть путь к вере, и как глубоко и серьезно может верить человек, принявший вероисповедание не во младенчестве, а будучи взрослым, через долгий нравственный и интеллектуальный труд… Впрочем, с самого детства «правильное воспитание, крепкая христианская традиция, открытость горю и страданиям ближних — все это предопределило верность юной принцессы Эллы вековечным духовным ценностям святого Евангелия».
Великая княгиня всегда стремилась прийти на помощь нуждающимся. Во время Русско-японской войны она активно помогала раненым, организовывала комитеты помощи и строила госпитали; даже московский Кремль превратился в эти месяцы в огромный госпиталь, где сами члены царской семьи перевязывали и утешали солдат. После убийства ее мужа Великого князя Сергия в феврале 1905 года Елисавета Феодоровна приняла решение полностью уйти от мирской жизни, но основать при этом такую обитель, которая бы не только жила духовной жизнью, но и по возможности исцеляла страдания мира. В соответствии с этим название обители должно было объединить имена Марфы и Марии, сестер воскрешенного Христом праведника Лазаря. Как известно из евангельского сюжета, когда Господь пришел в дом Лазаря, Мария села у Его ног и стала внимать Его словам, тогда как Марфа хлопотала по хозяйству, чтобы лучше принять Господа. Елисавета Феодоровна хотела сочетать в жизни своей обители особенности характера обеих сестер, и в итоге это у нее получилось. Обитель имела прекрасную бесплатную больницу, в которой работали лучшие врачи Москвы, и приют для девочек, также сестры сами ежедневно посещали приюты, бедные семьи, старались помочь каждому, о ком узнавали — кому денежно, кому физически, а кому просто добрым словом. Интересно, что обитель помогала в том числе и духовенству — священникам, которые служили в бедных и отдаленных уголках России.
В небольших, но емких главах книги подробно рассказывается о первых годах существования обители, об аресте и мученической кончине преподобной Елисаветы Феодоровны, а также о дальнейшей судьбе людей, храмов и зданий, так любимых ею. Второй (и последней перед закрытием) настоятельницей обители стала Валентина Сергеевна Гордеева, которая сумела сохранить бесплатное обслуживание для бедных даже в 1920-е годы. После закрытия обители в 1926 году она в числе других сестер была выслана в Среднюю Азию, где вскоре и умерла. Автор описывает духовный подвиг Валентины Сергеевны, некоторых других сестер, а также духовника обители протоиерея Митрофана Сребрянского (впоследствии преподобномученика Сергия), ссылаясь на книгу «Подвижники Марфо-Мариинской Обители милосердия» под редакцией протоиерея Александра Шаргунова.
В советские годы и до недавнего времени (до 2006 г.) в Марфо-Мариинской обители располагались Центральные государственные реставрационные мастерские И. Э. Грабаря и А. И. Анисимова. Только благодаря этому, отмечает автор, сохранились некоторые ценные иконы и предметы интерьеров храмов, в том числе иконостас и настенные росписи Покровского храма, сделанные М. В. Нестеровым. Важно, что повествование во всех главах идет по возможности спокойно, ровно и доброжелательно, за исключением, пожалуй, нескольких наиболее страшных страниц, связанных с убийствами и террором. Автор старается по возможности никого не осуждать, не жаловаться, не сгущать краски даже там, где другой, возможно, написал бы совсем иначе. В то же время видно, как он восхищается мужеством и человеколюбием главной героини своего повествования. Одним из примеров этому может служить описание мучительной смерти пожилого кучера Великого князя, пострадавшего при том же взрыве в 1905 году. Зная, что несчастный будет сильно переживать, Елисавета Феодоровна нашла в себе силы скрыть от него смерть Сергея Александровича, чтобы не прибавлять раненому дополнительных страданий. Подобные ситуации забвения себя ради других не раз встречаются в рассказе о судьбе преподобномученицы, и каждый раз они описываются так высокохудожественно и с такой любовью, что запоминаются моментально. При этом как бы «между делом» читателю сообщаются важные исторические факты, малоизвестные имена, а описываемым событиям, несмотря на спокойный тон, все же дается личная оценка, которая при этом никогда не перебивает рассказ, позволяя читателю поразмыслить над ним самому.
Заканчивается повествование о Марфо-Мариинской обители светлыми воспоминаниями заслуженного деятеля искусств, реставратора С. В. Ямщикова, которого автор книги знал лично. Савва Васильевич застал как советский период жизни обители, так и время ее восстановления. «То был светлый праздник, ознаменовавший начало воскрешения святыни, возвращение в Обитель ее основательницы и окормительницы», — эти слова радуют и сегодня, позволяют и нам стать свидетелями чудесного восстановления этого благодатного места.
Екатерина Ратникова / «Православное книжное обозрение»