Образ и образец мирянина

  • Автор обзора: Николай Дегтерев

СОКРОВЕННЫЙ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕК. Протоиерей Алексей Емельянов, Е. Г. Емельянова, авт.-сост.
М.: ПСТГУ, 2020. — 512 с. ISBN 978-5-7429-1236-1


В православной литературе, в большом количестве выходящей сегодня, все-таки ощущаются некие лакуны. Одна из таких лакун связана с агиографической и биографической литературой. Православному христианину существенно важно не просто знать основы учения, не просто уметь «плавать умом» в Священном Писании, но и иметь перед собой примеры людей, достигших спасения на узком пути духовного делания. Конечно, недостатка в таких людях нет — откройте православный календарь, и вы увидите, что каждый день Церковь празднует память тех или иных святых. И, наверное, о большинстве этих святых уже написаны и изданы труды. Однако лакуна, о которой мы уже сказали, все-таки есть: большинство из этих святых либо монахи (включая святителей), либо, по крайней мере, священники. Миряне встречаются почти исключительно среди благоверных князей и мучеников, а вот «простых людей», которые бы не были связаны с Церковью, извиняемся за выражение, профессиональной деятельностью, которые жили бы обычной жизнью обычного человека (насколько вообще применимо в данном случае слово «обычный»), очень мало. Да, можно сказать, практически нет: давно ли вы читали церковную книгу о мирянине? Поэтому меня крайне заинтересовало то, что было написано в самом начале этого внушительного труда от имени авторов-составителей: «Облик Николая Евгеньевича Емельянова оказался представлен с разных сторон, и можно сказать, что эта книга содержит редкий в мемуарной литературе образ современного христианина, органично явившего в своей жизни благочестивую церковность в чине мирянина».

Остановимся на этих последних словах. Ведь это именно то, чего многим современным христианам не хватает! Это, во-первых, мирянин, во-вторых, современный человек, живущий в современном мире со всей его спецификой! У святителя Николая Сербского в «Мыслях о добре и зле» есть такая замечательная мысль: «Нелегко сразу подражать Христу. Подражай сначала своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И, наконец, подражай Христу. Это — вершина, на которую невозможно подняться одним рывком. Непрестанно трудись над своей душой, как трудишься над плодоносным садом, который легче всего зарастает сорняками именно потому, что плодоносный». О Христе — огромное количество книг, как и о великих святых Церкви. Чуть меньше — о «добрых людях твоего народа». А уж о «добрых соседях» — и вообще почти нет. А ведь восхождение к вершине, которой является Христос, нужно начинать с первой ступени, а не со второй или третьей. Книга «Сокровенный сердца человек» как раз и представляет нам такого «доброго соседа», такую первую ступень.

С-семьей.jpg
С семьей

Что же отличает такого «доброго соседа»? Чему можно у него научиться?

Давайте сначала скажем о том, чего в книге нет и искать не стоит. Если вы любите всякие истории про чудеса, явления, предсказания, прозорливых старцев и тому подобное — то вам книга, скорее всего, покажется довольно скучной, ведь речь в ней идет о довольно простых вещах: о воспитании детей, об отношении к учебе, к работе, к духовнику, о дружбе и взаимопомощи. То есть о тех вещах, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно. А ничего чудесного и поражающего воображение в книге нет.

Для нас трудность состоит в том, что «эффектно» и «броско» написать о такой биографии и такой книге не получится. О чудесах и старцах — о, тут можно развернуться. А что напишешь, к примеру, о таком воспитании детей (из воспоминаний дочери): «Папа никогда не читал мне нравоучительных лекций, не вел со мной длинных разговоров, а всей своей жизнью показывал, что нужно трудиться и стараться жить только ради другого человека. Папа очень много уделял внимания и времени своей семье, своему храму, работе — в конце концов, трудам на благо страны, но никогда не тратил время на свое личное удовольствие». Это, так сказать, квинтэссенция воспитания. И для читателя это-то и важно, ведь такой уровень христианства — а он никак не меньше уровня святых — доступен каждому! Каждый может не уделять времени себе, а уделять его другим. Но, конечно, это просто сказать, а вот попробуйте-ка сделать!

А как это «уделял время семье» выглядело, что называется, на практике? Ну, к примеру (из воспоминаний сына): «Когда мы ели что-нибудь особенное, вкусное (а в то время это всегда было редкостью, так называемым “дефицитом”), то этого всегда не хватало. Мы строго делились, каждый ребенок, включая самых младших, твердо знал, что он должен поделить на всех и съесть ровно одну восьмую часть. А папа всегда отказывался или брал меньше всех, иногда очень смешно это объясняя. <…> Все это кажется мелочью, но за этим стоял постоянный подвиг родительской любви и самоотвержения». Просто. Ничего необычного. Но это и есть христианство.

На-Афоне.jpg

На Афоне

Подобных примеров в книге много. Николай Евгеньевич приходит с работы очень уставший (а на работе, он, естественно, тоже никогда не «халтурил») — но возится с детьми (их шестеро) или внуками (их — 29), читает им вслух. В свободное время ходит с ними в походы, приучает к труду — опять же, не словами, а собственным примером. Обо всем этом — в первой части книги, «Воспоминания родных».

Трое сыновей Николая Евгеньевича стали священниками. Когда у одного из них спросили, можно ли воспитать детей без крика и ругани, он как раз и указал на пример своего отца.

Во второй части собраны воспоминания друзей и коллег по работе. Самое интересное, что они, по сути, мало чем отличаются от воспоминаний родных. То есть Николай Евгеньевич являл собой пример цельного человека. Это важный урок, ведь большинство людей везде разные: в семье — одни, на работе — другие, с друзьями — третьи. Быть цельным человеком непросто: для этого требуется определенный уровень личности. Об этом уровне, в сущности, и идет речь в воспоминаниях друзей и коллег. Некоторые из них отмечают, что они никогда не слышали от Николая Евгеньевича слов осуждения (кого бы то ни было), другие говорят о его заботливом отношении к аспирантам и начинающим сотрудникам, и почти все говорят о его вежливости и деликатности. Есть и более «высокопарные» отзывы, как, например, слова Владимира Львовича Арлазарова о том, что еще во время учебы в институте по Николаю Евгеньевичу «сверяли совесть». Одна из коллег Н. Е. Емельянова пишет о том, что благодаря ему она, «по натуре очень жесткая и бескомпромиссная, стала более мягко общаться с людьми». А Кларисса Михайловна Юсина говорит довольно парадоксальную вещь: «…казалось, что ему жить по совести легко». О, как часто и нам кажется, что легкость, с которой живут и делают добрые дела другие люди, есть свойство врожденное. На самом деле достигается она, конечно, невидимым, но очень большим трудом над собой.

В третьей части книги собраны записки самого Николая Евгеньевича Емельянова.

Перед-смертью.jpg

Здесь есть и «рассказы для внуков»: воспоминания о детстве и юности, иногда смешные, но в то же время и серьезные. Есть воспоминания о людях, с которыми судьба свела Николая Евгеньевича: Сергее Иосифовиче Фуделе, Иване Алексеевиче Черданцеве, Петре Дмитриевиче Барановском и других. Причем Николай Евгеньевич в этих воспоминаниях умеет нарисовать духовный портрет человека, заметить в нем нечто основное.

В заключение еще раз повторимся: книга «Сокровенный сердца человек», как подсказывает и ее название, это труд для вдумчивого чтения. И это действительно прекрасный образец того, каким может быть современный христианин-мирянин.