Обречён, приговорён, пригвождён...

  • Автор обзора: Марина Маслова

Прорывающий горизонты: К портрету русского путешественника протоиерея Фёдора Конюхова. Марина Маслова.
Тобольск: ТРОБФ «Возрождение Тобольска», 2021. - 312с., ил.


В самом конце сентября, в день Воздвижения Честного Креста Господня, в типографии московского издательства «Знание» вышла из печати книга малоизвестного курского автора, посвящённая человеку, имя которого знает весь мир.

«Прорывающий горизонты: К портрету русского путешественника протоиерея Фёдора Конюхова» так называется новая работа вашей покорной слуги, у которой в конце 2020 года уже был опыт литературного портрета, выходила книга «Солнечный ветер» о поэте Игоре Шкляревском, увы, ушедшем от нас в начале сентября.

«Имя курянки Марины Масловой известно читателям "Двины", пишет об авторе повествования о Фёдоре Конюхове известный архангельский прозаик Михаил Попов, редактор журнала и редактор представляемой читателям книги. В журнале за минувший год публиковалась её рецензия. В последнем номере отзыв на её книгу о поэте Игоре Шкляревском, чьё творчество неразрывно связано с Русским Севером. И вот новое прикосновение к северу: книга о Фёдоре Конюхове, чьи пращуры поморы, а сам он не раз ходил на Северный полюс».

Интерес Михаила Попова к этой работе курянки вполне обоснован. Отец Фёдор стал одним из героев его очерка в 2017 году, когда писатель удостоился премии Ф.Ф. Конюхова в номинации «Память» и подробно рассказывал о поездке в Тобольск в качестве лауреата. Его очерк «Именем странника одухотворённая» с подзаголовком «Премия имени Фёдора Конюхова в четвёртый раз вручена в Тобольске» не только цитируется в этой книге, но и практически даёт ей название. Потрясённая тем же эпизодом фильма Ф. Бондарчука «Повелитель ветра» (о полёте воздухоплавателя вокруг земного шара), о котором пишет и М.Попов, я цитирую рассказ прозаика о чудесном прорыве отца Фёдора сквозь грозовой фронт и акцентирую внимание на его чрезвычайной значимости для своей концепции героя.

Фёдор Конюхов – не бродяга, он, перемещаясь по земле и воде, всегда возвращается в исходную точку. То есть его странствия всегда имеют конкретную цель. Воздушная кругосветка его вообще потрясает воображение своей математической точностью земных координат взлёта и посадки, притом что духовный вектор этого перелёта не оставляет никаких сомнений в его грандиозной значимости для современников. Сверхъестественный прорыв грозового горизонта красноречиво свидетельствует о действенности евангельского обетования: сила Моя в немощи совершается (2Кор. 12:9). Это ли не всемирная проповедь Христовой любви! И благополучно приземлившийся воздухоплаватель твёрдо исповедует силу Христову, явленную очевидно и неопровержимо через угодника Божьего святителя Николая.

Редактор предлагает вынести в заголовок выражение «прорывающий горизонт», и оно становится названием всей книги, с обобщающим уточнением – «Прорывающий горизонты».

Автор благодарит редактора Михаила Константиновича Попова за деятельное участие в рождении образа книги.

А появиться на свет в печатном облике помог ей другой человек, о котором тоже упоминается в архангельском очерке.

Аркадий Григорьевич Елфимов, личность могучей сибирской закалки, основатель Тюменского общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», «собиратель и хранитель древностей Сибири», «книгоиздатель, известный альманахом «Тобольск и вся Сибирь» и многими книжными раритетами; мастер фотографии, общественный деятель,  словом, блестящий пример, каким должен быть подлинный интеллигент и истинный сын Отечества».

Так представил «крёстного отца» книги «Прорывающий горизонты» её редактор, тогда ещё не предполагавший о своём будущем сотрудничестве с курским автором и писавший о Елфимове совсем по другому поводу.

Сегодня с подобным же строгим пафосом он представил у себя на страничке ВКонтакте и новую работу своей коллеги, не минуя привычной художественной образности по пристрастию мастера крупных мазков (взять хотя бы его роман «Час мыши, или Сто лет до рассвета», активно обсуждаемый на сайте «Российский писатель»):

«С начала идеи книги и выхода её в свет прошло сто дней. Но это, как айсберг, видимое – только десятая часть. До этого была большая подготовка к изданию – накопление материала, поездка Марины в тульскую деревню Фёдора и встреча с ним, а главное – молитвенное стояние, духовное совпадение с героем книги, ведь Фёдор Конюхов протоиерей русской Православной церкви. Всё, что он совершает, творится милостью Божией, во славу православной веры и на благо Отечества».

Михаил Константинович, представляя книгу, не преминул рассказать и о том, как и благодаря кому появилась она в печатном виде:

«Работа над новой книгой шла параллельно-последовательно. Марина Маслова – в Курске, я, редактор, – в Архангельске. Издание осуществил Благотворительный фонд «Возрождение Тобольска», который учредил премию имени Фёдора Конюхова (глава фонда Аркадий Елфимов). А оформлялась и печаталась книга в Москве».

Что касается оформления, тут тоже всецело заслуга признанного фотомастера Елфимова, портреты которого предваряют каждую главу повествования о священнике, путешественнике, писателе и художнике.

Вот начинается глава «Там, где видно Бога», и слева от названия – портрет отца Фёдора в облачении, с наперстным крестом, на фоне знаменитого тобольского парка «Ермаково поле», что создан и облагораживается заботливой рукой Аркадия Григорьевича. Отец Фёдор опирается правой долонью на глыбу гранитного постамента памятника Ермаку, а за его спиной могучие ели и молодые, недавно посаженные Елфимовым деревца. В видеозаписях, что можно встретить в инете, хозяин парка с трепетной любовью рассказывает о каждом новом питомце, будь то клён Гиннала или эффектный краснолистный дуб.

Глава «Предки мои так говорили…» предваряется фотопортретом героя, запечатлённого в момент речи, в ситуации общения с собеседником, с внимательным живым взглядом. Он как бы выхвачен из пространства ярким лучом света, падающего на его лицо и книгу, лежащую перед ним. На раскрытой её странице фамилия «КОНЮХОВ». И это созвучие названия главы и родовой фамилии на фото создаёт некую плотность смыслов, усиливает содержание. Тут уже не просто удачно подобранная иллюстрация, а участие фотографа в сотворении смыслов книги, оживление их.

Особенный колорит повествованию придаёт авторская работа Аркадия Елфимова, сопроводившая главу «Мой Ангел Хранитель витает вокруг…» Здесь отец Фёдор запечатлен на площади перед Софийским собором Тобольского кремля. Рядом, слева от героя, у головы его, возвышается соборная колокольня с устремлённым к небу, на высоту семидесяти пяти метров, крестом. Замечательно, что справа от священника возвышаются ещё два сияющих креста на куполах Софийско-Успенского ансамбля, и вся его пастырская фигура как бы осенена их четвероконечной силой и благодатью.

«Кресте всечестный, четвероконечная сила, апостолов благолепие и мучеников крепость, немощных здравие показался еси, мертвых воскресение, падающих воздвижение».

Поражает промыслительное «совпадение», что книга выходит из печати в тот день, когда в храмах поётся этот тропарь из Канона Честному и Животворящему Кресту Господню, в день Воздвижения не только Креста, но и всех нас, «падающих».

А фотопортрет героя книги уникален здесь ещё тем, что при внимательном рассмотрении обнаруживаются вокруг него целых семь крестов! Шесть – на куполах храмов и колокольни, один – на груди священнослужителя, ярчайше оттенённый цветовой глубокой строгостью чёрного пастырского облачения.

Было так задумано фотографом или само сложилось, нам не сказать, но эффект попадания в точку, в смысловое средоточие главы, а может и всей книги, совершенно очевиден. Отец Феодор под сенью крестов-хранителей, отгоняющих врагов и упраздняющих страсти земные.

«Кресте честный, хранитель души и телу буди ми, образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя, и благословение даруя ми…» 

И почему-то вспоминаются здесь невольно слова его, процитированные в книге: «У меня шесть святых в роду – и я родился с верой».

Шесть крестов, шесть куполов, шесть маяков святости…

И седьмой – на груди шествующего ныне…

***

Книга о Фёдоре Конюхове чудесным образом родилась из живых обстоятельств, непредсказуемо сопровождающих её мучительное обдумывание автором и первые публикации будущих глав в виде отдельных статей.

Казалось бы, обычное дело, все книги рождаются именно таким путём. Но тайна в том, что автор до самой последней точки заключительной главы не предполагала, в какое ответственное положение заведёт её герой, какие безоглядные слова ей доведётся о нём произнести.

Начиная с радостных впечатлений встречи с путешественником на просторах тульской земли, где вольно раскинулись посередь лесного урочища пока немноголюдные улицы его необычайной, неслыханно самобытной деревни (получившей имя своего дерзкого основателя, прорубившего прямую просеку из каменных джунглей Москвы в первобытный христианский мир), она не знала, как быстро пройдёт путь от наивного восторга паломницы до отчаянного прозрения той трагической глубины, откуда выплывут строки предельно сжатого эпилога. Наивысшая концентрация дерзновения ощутима в его заголовке, который вот так нечаянно и роняет, будто дерево свой последний ноябрьский лист, это ошеломительное открытие о герое книги – «Обречённый на святость»…

Буднично упомянутая редактором «параллельно-последовательная» работа над книгой «Прорывающий горизонты» на самом деле была насыщена ежедневными откровениями.

Михаил Константинович с первых страниц её, нетерпеливо опубликованных мною на сайте курского Дома литератора уже через месяц после встречи с героем, взял шефство над автором, слишком взволнованным и пока не способным видеть картину в целом. Ревниво отказавшись от ученичества, автор ещё месяц томила себя сомнениями, но благоразумие взяло верх, и вскоре отрывки из будущей книги были предложены на взыскательный суд. Среди читателей оказался и Аркадий Григорьевич Елфимов, немедленно разместивший на сайте фонда статью под названием «Что-то вроде помешательства», ставшую авторским предисловием в книге.

Вот между этой, решающей для автора, резко публицистической статьёй, гневно обличающей всякого, кто не питает должного уважения к её герою, и тем послесловием, из которого, как из кратера вулкана, вылилась магма расплавленных слов, обжигающих неслыханной дерзостью, между этими этапами рождения текста произошло нечто вроде большого взрыва, и возникла Вселенная…

Всё, что постепенно накапливалось в виде отдельных глав, вдруг обрело завершённость и чёткое целеполагание: эпилог подытожил всё. И можно наращивать содержание, добавляя новые эпизоды, но к главной сути добавить уже ничего нельзя. Главный вывод сделан.

«Обречённый на святость» куда уж конкретнее и сильнее...

С кем только не сравнивали за прошедшие пятьдесят лет Фёдора Конюхова. Чаще, конечно, с известными всему миру людьми, совершившими героические дела. Среди них, к примеру, и Джеймс Кук, и Фернан Магеллан, и Фаддей Беллинсгаузен… и даже Христофор Колумб…

Подумаешь, Колумб… Автор уже переосмысливает написанное недавно… Испанский конкистадор добывал золото для короны… А наш Фёдор Конюхов добывает славу России!

Судя по именам, особенно уважаем героизм первооткрывательства. А ведь отец Фёдор ещё и художник, писатель, строитель, воспитатель. Наконец, он – священник, и это главное его достижение и преимущество перед предшественниками. Это венец его служения Богу всей своей жизнью. Первооткрывателей помнит история, потомки. Отца Фёдора Конюхова его духовное поприще возводит выше истории, поднимает над земным горизонтом.

…А воздушные грозовые горизонты он стремительно прорывает, как мы видели, силой молитвенного упования на помощь родных и святых…

«В восемь лет я уже знал, что буду путешественником. Я родился, чтобы совершать подвиги», – он повторял это уже сотни раз, не боясь обвинений в гордыне.

Просто знает свою судьбу с самого начала. Понимает – иного пути нет.

Протоиерей Фёдор Конюхов – обречён на святость.

Всей историей своей страны и своего рода – приговорён к святости.

Всей неприязнью ненавидящих и обидящих – пригвождён к святости.

Публикация А.Г. Елфимовым предисловия книги на сайте фонда «Возрождение Тобольска» вызвала живой интерес и отклики читателей. Один из этих откликов задевает автора настолько, что она решается сказать о Фёдоре Конюхове то, что ещё никто столь откровенно не говорил. И за эту решимость она сегодня благодарна тому читателю тобольского сайта, кто не удовлетворился только эмоциональными вопрошаниями и признаниями её о «чём-то вроде помешательства» после встречи с Божьим пилигримом, а поставил вопрос, требующий ответа: «в чём причина данного явления?»

Основное содержание было уже распределено по главам, повествование было практически завершено, так что ответ комментатору пришлось вместить в послесловие…

Откуда нам явление Фёдора Конюхова? И зачем нам это явление?

Но это же так очевидно.

Шесть святых в роду! Шесть!

Это когда впервые рождается в семье кто-то из ряда вон гениальный, можно искать истоки такой неожиданности где-то вокруг: в судьбе рода, в истории страны, в личных жизненных обстоятельствах. А тут – слишком очевидно. Тут – судьба на ладони.

Судьба рода Конюховых определяется шестью святыми. В этом и «причина явления» отца Фёдора.

Не принять эстафету святости отцу Фёдору – невозможно.

Немыслимо уклониться, опустить планку и т.п.

Фёдор Конюхов обречён на крестный путь.

КРЕСТ – В ЕГО ШЕСТВИИ…

КРЕСТ – ЕГО СЛАВА!

Так завершается эта книга о современном русском подвижнике, молитвеннике, миссионере.

Последние две строки – парафраз святителя Григория Богослова, неточное воспроизведение его слов из «Стихотворений исторических». Точная цитата даётся в одной из глав книги (глава 5, «Мой Ангел Хранитель витает вокруг…»), где речь идёт о ласточке – одном из самых значимых художественных символов в духовной картине мира отца Фёдора:

«Я ношу крест в своих членах. Крест в моём шествии; крест в моём сердце; крест – моя слава».

Эти слова святителя Григория Богослова не выисканы автором книги намеренно. Их появление можно отнести к разряду самых удивительных чудес, которые происходят иногда в жизни. А как это произошло – читайте книгу.

P.S. Автор сердечно благодарит главу Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» уважаемого Аркадия Григорьевича Елфимова за счастливую возможность обрести читателей в кругу друзей фонда и самой войти в число тех, кого он называет своими друзьями.