Одинокий лебедь

  • Автор обзора: Дмитрий Володихин

Потапов А. Одинокий лебедь. Судьба и творчество Якова Полонского.
М.: Издательский дом «Звонница-МГ», 2019. 592 с. Тираж 1000 экз.


Яков Петрович Полонский – не из тех поэтов, которые «глаголом жгли сердца людей», становились кумирами поколений, украсили своими ликами знамена общественных движений или удостоились записи своих имен на скрижалях высших достижений русской классики. У него тихая лира. Это чудесный, проникновенный лирик, притом человек с необыкновенно обширным культурным багажом. И слово его на фоне громокипящих баталий общественно мысли 40-х – 90-х годов XIX века давало отдохновение сердцам и душам, чуждающимся навязчивой, буйной «гражданственности». Проза, драматические произведения Полонского, но прежде всего стихи Якова Петровича пережили его и стали таким же отдохновением для истерзанных душ в русском образованном обществе XX века.

В 1886 году поэта избрали членом-корреспондентом Отделения русского языка и изящной словесности Российской академии наук. Вот превосходный показатель почтительного отношения современников к его художественному дару.

Книга Александра Николаевича Потапова представляет собой наиболее полную на данный момент и притом научно обоснованную на всем пространстве повествования биографию Якова Петровича Полонского.

Суть творчества или, как минимум, суть широкой известности, доставшей на долю Полонского, автор книги образно передал в нескольких фразах: «Широкую известность поэту принесли его лирические стихотворения – на редкость гармоничные, образные, соединяющие в себе реалистическое и фантастическое. Лирика Полонского – это поэзия, полная грёз, тайн и загадок, смутных видений и ярких творческих озарений. Стихи Полонского… напевны, музыкальны».

Отсюда – любовь русским композиторов к творчеству Полонского. По подсчетам А.Н. Потапова, стихи Полонского послужили основой приблизительно для 130 музыкальных произведений. Среди них – знаменитые романсы «Мой костёр в тумане светит», «Затворница», «Узница».

Яков Петрович Полонский, как показывает его биограф, – литератор, прочно укорененный в русской культурной почве. С этим нельзя не согласиться. Ведь поэт с провидческой горечью, но и с надеждой однажды сказал: «Там, где нет ни национальных радостей, ни национального горя, -- нет и нации живой и спасительно самоуверенной, там полнейшее равнодушие ко всему, что не мы и не наш личный интерес, -- признак или неосмысленного ребячества, или той старческой апатии, которая предшествует разложению общества и падению государств». Сам Яков

Петрович, во всяком случае, как подает его жизнь и творчество А.Н. Потапов, не был ни равнодушен, ни холоден к судьбе своего народа.