Он от нас не ушел

  • Автор обзора: Людмила Чуткова
  • Книга: Он от нас не ушел: Воспоминания о духовном отце - приснопамятном архимандрите Науме (Байбородине)
  • Автор книги: игумения Анатолия (Баршай)

Книга игумении Анатолии (Баршай) «Он от нас не ушел» посвящена истории жизни и служения насельника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Наума (Байбородина; 1927–2017), потрудившегося на монашеском и пастырском поприще. Рассказ ведется от лица автора, которая долгие годы была духовным чадом батюшки. И этот труд, по словам автора, – «самый малый дар», который она принесла «в благодарность взрастившему, вскормившему и сформировавшему» ее пастырю.

К моменту кончины духовного отца Анатолия (Барщай) прожила в монастыре более двадцати пяти лет, приняла монашество и игуменский сан, получила два высших образования, стала педагогом, руководителем, общественным деятелем. И вот ее признание, которое прозвучало в книге: «Все, что я имею, все мои звания и награды, – это дело трудов и молитв старца архимандрита Наума, воспитавшего подобным образом многих и многих».

Эта книга воспоминаний стала первой в ряду изданий такого жанра, которые выпускает издательство «Сибирская Благозвонница» после кончины любимого и почитаемого многими лаврского старца. Уже поэтому она заслуживает большого внимания. Но я назову еще десяток причин, почему считаю это издание уникальным.

Итак, считайте и вы:

Вам станут известны неведомые ранее страницы прошлого Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где служил старейший насельник и духовник о. Наум (Байбородин), вы будете в курсе пресловутых государственных кампаний воинствующего безбожия и акций по закрытию монастырей, вам станут известны подробности биографии лаврского старца, узнаете, как он предвидел судьбы своих духовных чад, помогая им советом, и как благодаря ему некоторые возрождающиеся российские монастыри обрели настоятельниц. Автор расскажет о встречах и поездках с батюшкой, поведает об уникальности его личности и личности его духовных чад. Вы совершите путешествие вместе с будущей игуменией Анатолией (Баршай), а тогда просто Татьяной, в Эстонию, Узбекистан, побываете в горах, перенесетесь в Ленинград… Автор с присущим юмором расскажет о своем послушании, о своих ошибках (от которых никто не застрахован), короче говоря, о своем нелегком пути от «тусовщицы» к настоятельнице монастыря. Эти воспоминания написаны так искренне, с такой любовью к батюшке, что вы непременно поверите, что он никуда не ушел… Ведь остались его труды, изданные книги и высказывания. Эти высказывания помогают его духовным чадам: они о том, как строить свою жизнь, чтобы приблизиться к Богу, как узнать волю Божию о себе… Об этом многие годы говорил лаврский батюшка.

Вот такие высказывания, которые приводит автор воспоминаний, вы не забудете, прочтя однажды:

«Казалось бы, то, чему учил батюшка, было самым простым и ни для кого не новым. Это самые обычные правила: если ты семейный человек, то береги свою семью, знай только своего супруга, относись по совести к детям: во-первых, всем им дай жизнь, а во-вторых, учи их вере и благочестию, сам будь им примером стойкой нравственности. Если же ты не имеешь семьи, храни себя в чистоте, не позволяй помыслам властвовать над тобою, имей собранный ум, учись молитве – беседе с Богом».

Молитве батюшка учил не только монашествующих, но и семейных. Все батюшкины чада имели определенные молитвенные правила, ежедневно читали Евангелие, Псалтирь.

Чему еще учил батюшка? Об этом тоже найдете в книге: «Старец учил всех духовной самостоятельности. Он так и говорил, что поставил нас на рельсы, а мы должны дальше двигаться самостоятельно к вечной жизни с Христом. Казалось, что этого никогда не освоить, никогда не будет возможно оторваться от старца. Ведь что бы ни случилось, мы тут же мчались к своему духовному отцу, писали или звонили ему, знали, что будет ответ. Но чем старше мы становились, тем больше батюшка требовал осознания своего индивидуального предстояния перед Богом… Он радовался нашей сознательности, он хотел, чтобы мы были настоящими воинами Христовыми».

«У батюшки была к нам поистине даже не отцовская, а материнская нежность и внимательность. Вспоминается множество случаев, когда старец исправлял погрешности с добрым юмором и с такой убедительностью, которые запоминались на всю последующую жизнь». Разными путями попадали люди к батюшке, равно как и вообще в Церковь, к Богу. «Среди стремящихся попасть к старцу было много людей, страждущих различными недугами и надеющихся получить по молитвам старца исцеление». Часто во время болезни батюшка напоминал людям о необходимости покаяния. И люди, раскаявшись в грехах, получали исцеление болезни. «В духовном мире все взаимосвязано, и если мы обращались к батюшке, то ясно же, что это было обращение не столько к нему самому, сколько к Господу через Его усердного служителя», – пишет автор воспоминаний.

Автор отмечает и главное качество о. Наума. «Главное в батюшке было – его пламенная чистейшая вера в Бога, постоянное предстояние перед Господом, величайшая духовная собранность и настроенность именно вперед, в вечность, постоянная динамика жизни, решительное движение и побуждение всех к этому движению! Он сам жил во Христе и других учил тому же! И очень хорошо представлял, что мы должны делать сегодня то, без чего не сможем обойтись завтра».

Если говорить о чадах о. Наума, самым первым и верным чадом была его родная мать, в схиме Сергия (Байбородина +10.06.1982). Мама во всем поддерживала своего сына и сама была у него на послушании… Она приняла постриг в схиму с именем Сергия в честь Преподобного… «Очень важный аспект батюшкиной жизни – это его общение с другими христолюбцами нашего времени, в частности, со старицей Любовью (Любушкой Сусанинской)». Одним из самых верных чад батюшкиных был удивительный монах, ушедший в вечность в молодом возрасте – игумен Борис (Храмцов). О встречах с Любушкой Сусанинской и игуменом Борисом (Храмцовым) подробно рассказала в своей книге игумения Анатолия (Баршай).

А когда же Господь привел ее к старцу? Об этом времени автор вспоминает так: «Про меня батюшка потом говорил, что я выросла на его руках. 35 лет я у него регулярно окормлялась…Сама я первый раз увидела батюшку в 1968 году, когда мне было 6 лет. Я никаких грехов не назвала, хотя уж точно их имела, вполне серьезные, но я росла очень противной девчонкой и даже смеялась над этими будущими игумениями и схимницами…Гордая была, строптивая… Какая пришла «тусовщица» с Крещатика, такой долго и оставалась… Батюшка уже тогда делал попытки говорить со мной о самом главном. Он спросил, не хочу ли я в монастырь? Я сказала, что ни в коем случае! Я не могу быть одинокой. А батюшка сказал, что если Бога узнаешь, то никогда не будешь одинока. Я потом эти слова бесконечно вспоминала и тысячу раз с ними полностью соглашалась…»

О роли о. Наума в возвращении святынь

Один за другим стали потихоньку открываться монастыри и храмы. Вот как говорит об этом автор: «Чудо Божие! И не будет преувеличением сказать, что в судьбе очень многих святынь (почти всех!) принимал участие старец – архимандрит Наум. Ведь в годы безбожия святые места в лучшем случае использовались как музеи. Бывали варианты, когда церковные здания неузнаваемо перестраивались государством для целей совершенно неподобающих, к примеру, в качестве складов, производственных предприятий или, как в случаях с Толгским и Даниловым монастырями, в качестве колонии для несовершеннолетних. Но чаще всего святыни стояли просто разрушенные, заброшенные. И вот в большинство из них батюшка по возможности или ездил сам, или посылал кого-то из своих чад, чтобы молиться на этом месте и просить у Господа помощи и благословения на возвращение этого церкви этого храма или монастыря». 

Батюшка готовил кадры одновременно для грядущих земных трудов и для небесного гражданства. По словам автора, «по всей территории бывшего СССР батюшка основывал общинки, где люди вели жизнь, подобную монашеской. Одна из таких общин была при Успенском соборе города Владимира. Большинство трудившихся при Успенском соборе сестер поступили в Рижский Троице-Сергиев монастырь. В дальнейшем из рижского монастыря вышло более двадцати игумений, которые открыли и восстановили разрушенные и закрытые обители». Подобные общинки – питомники для взращивания будущих монахинь – у батюшки были в разных концах страны: в Перми, в Пензе, в Эстонии, в Казахстане…

И вот цитаты из заключения этой интересной, духовной, написанной хорошим литературным языком книги, в которой много фотографий, позволяющих читателю ближе познакомиться с героем воспоминаний и его окружением, с общей атмосферой того времени:

«Наш батюшка – мужественный проповедник благочестия и чистоты в век воинствующего атеизма и чрезвычайно агрессивной секуляризации. Как уже посмертно выразился о батюшке досточтимый старец схиархимандрит Илий (Ноздрин):  "Архимандрит Наум – воин духовного фронта, военачальник, он сдерживал своим словом, благословениями и молитвой сильнейший натиск врага на нашу страну и вообще на человека как создание Божие". То есть не просто воин, а военачальник, воевода…».

«Наступил момент, когда нет больше возможности писать и звонить, и приехать теперь можно только к могилке. Но… Нам ли скорбеть? Мы обрели молитвенника и ходатая на Небе, в Церкви Торжествующей, и это – наш отец! Он никого из нас не оставит сиротой. Целый сонм одних только архипастырей – своих духовных чад – оставил он сейчас в Церкви Воинствующей. И если мы все вместе продолжаем дело, которому старец учил нас, если сами живем благочестиво и учим этому других, если стараемся всеми силами жить по воле Божией и во славу Божию и трудиться для спасения души своей и ближних, то наш дорогой батюшка будет радостно за нами наблюдать и во всем нам помогать. Ведь никуда он от нас не ушел».