Жизнь с памятью о вечности
В книге представлены истории шести замечательных семей – семьи родителей святителя Василия Великого, в которой выросли 9 святых детей, русского помещика, философа и поэта Хомякова, семьи, воспитавшей авиаконструктора Сикорского, Царственных мучеников, педагога-профессора и семьи, в которой все дети выросли академиками.
«Обычно биографии описывают жизнь одного человека, человека чем-то замечательного. А здесь – биографии целых семей, в которых замечательная именно семья. Замечательны и члены их семей, и отношения между ними», – поясняет нам автор.
Анну Сапрыкину можно назвать и многоопытным практиком, и вдумчивым теоретиком в одном лице. Она сама выросла в православной семье и воспитывает семерых детей в христианских традициях. Ее «Материнские заметки» отличаются от многих произведений в этом жанре именно глубиной, вдумчивостью и, если позволите, научным подходом. Пасха и Великий пост, Благовещение Пресвятой Богородицы и Троица, праздники и будни – все это проживается с мыслью о самом главном, о духовном измерении повседневности.
«Мы возвращаем смыслы, чтобы наши дети увидели жалкие остатки христианской культуры, всё ещё размазанные цивилизацией, чтобы это становилось частью их собственной культуры, частью детства – счастливого, богатого, наполненного такими вещами. Такие вещи сохраняются на всю жизнь», – делится Анна с читателями в одном из интервью.
В тоже время Анна Сапрыкина и теоретик, и автор многих книг, который глубоко интересуется теорией и историей семейного образования. И это чувствуется – в книге «Жизнь замечательных семей» читатель найдет не просто пересказ фактов о христианских семьях, которые без труда нам предложит Интернет. В повествовании чувствуется вдумчивый поиск ответов на вопросы: что делает семью по-настоящему счастливой? Как в среде нейтральной, а порой и враждебной воспитать детей верными Богу и идеалам родительской семьи? Какие качества личности стоит развивать, чтобы стать добрыми супругами, родителями, детьми?
Эта книга о многом, но в первую очередь она «про настоящую любовь, которая живет, растет и прорастает – до самой вечности». С памятью о вечности жили эти шесть семей, с памятью о ней же написала книгу ее автор.
Пространство христианской семьи
В наши дни, когда речь заходит об образцовой христианской семье, чаще всего вспоминают о Царственных страстотерпцах. Это объяснимо – они соотечественники и почти современники наши, сохранились их дневники, письма, размышления о браке. Анна Сапрыкина посвящает этой семье целую главу в своей книге. Этот пример так известен, что останавливаться на нем я не буду, отсылая читателей к книжному повествованию.
Но ведь не менее интересен пример родителей святителя Василия Великого, о котором вспоминают сегодня значительно реже. Да, их жизнь не оборвалась так трагически, они жили намного раньше нас. Однако сам пример воспитания детей в мире, где еще были очень сильны языческие тенденции, очень полезен, как мне кажется, нашим современникам.
«Супружество Васильевых родителей, состоявшее не столько в плотском союзе, сколько в равном стремлении к добродетели, имело многие отличительные черты, как то: питание нищих, странноприимство, очищение души посредством воздержания, посвящение Богу части своего имущества», – приводит автор цитату святителя Григория Богослова.
Как известно, он был другом святителя Василия Великого, а значит, и близким человеком для его семьи. Из его заметок мы узнаем подробности отношений Василия Старшего (Ритора) и Эммелии, о воспитании сыновей и дочерей. Не берусь пересказывать эти подробности, эта замечательная семья достойна того, чтобы с ней познакомились на страницах книги – неспешно и с желанием перенять опыт.
«Пространство семьи, пространство формирования отношений между мужем и женой», – многие ли всерьез задумываются над тем, что пространство это нужно создавать, творить, оберегать? Что оно не прилагается автоматически к свидетельству о заключении брака. Разбудить эту мысль, а затем и к действиям направить – одна из целей этой книги.
Раскрывая творческий потенциал
Образование, воспитание, передача христианского опыта – один из главных интересов автора. Она задает вопросы своим героям и находит на них ответы.
«Обучение оказывается неразрывно связано с воспитанием, и вместе с изменением образовательной задачи меняется содержание образования, вместо языческой, наполненной ‟бесстыдными” страстями поэзии ребенку предлагается литература, побуждающая к ˮвысоконравственной жизни”. Момент поворотный, важный для всей последующей истории христианского, да и вообще европейского образования».
Но, по свидетельству одного из сыновей святителя Григория Нисского, столь жесткий отбор скорее сопутствует младшему возрасту. Студентам-юношам святитель Василий Великий советует хоть и с осторожностью, но все же изучать языческую литературу, дабы воспользоваться ее благими плодами.
Анна Сапрыкина наверняка специально соединяет в своем повествовании семьи из разных эпох. Семейная летопись Артоболевских – пример жизни в условиях кризиса ХХ века. И здесь ее интересует «возможность семейного образования в условиях разрушения образовательных учреждений, разрушения образования в глобальном смысле». История семьи новомученика протоиерея Иоанна Артоболевского подтверждает – семейная среда может дать многое и во многом заменить среду социальную.
В замечательных семьях нет пресловутого диктата родителей в выборе жизненного пути, есть уважение к Богом данной свободе и поддержка благих начинаний.
«Семья Сикорских замечательна и в поколении отцов, и в поколении детей. Пожалуй, это история о том, как любовь к творческому труду, способность к нестандартному мышлению и предельной самоотдаче передавалась от отца к сыну. Впрочем, как и жизнь, эта история многогранна: история о любви и вере, о падениях и о взлетах», – пишет автор.
Отец – известный педагог, психолог, психиатр, профессор, сын – авиаконструктор, создатель вертолета. Но в главном они едины.
«Это история о том, как родители помогли всем своим детям максимально полно раскрыть свой творческий потенциал. Так, что их дети смогли сохранить и построить отечественную и мировую науку. Смогли до конца жизни сохранить преданность своей семье. И не только семье – смогли сохранить верность своему истинному Отцу – Богу и своей матери – Церкви», – слова, написанные о семье Боголюбовых, можно было бы отнести и к остальным пяти.
Секреты семейного счастья
«А никакого секрета здесь нет», – как пелось в одной известной песне. Господь хочет сделать счастливыми Своих детей и вовсе не скрывает, как этого счастья достичь. Нужно лишь слушать и слышать Его советы, так подробно изложенные на страницах Библии. Герои книги явно умели это делать.
«В истории семьи Василия Старшего и Эммелии мы видим, что дети послушны родителям, воспитаны в искреннем уважении к родителям – но дети самостоятельно выбирают свой жизненный путь, и родители, очевидно, с уважением относятся к выбору своих детей», – казалось бы, чего уж проще и понятнее.
Но сколько же семейных драм возникает лишь потому, что понимание этих базовых основ заканчивается на словах.
Семья Хомяковых – «история о цельности, целостности, о единении слова и жизни». Это не набор прекрасных фраз, это еще и указание на конкретную добродетель. Не только невеста Екатерина Михайловна, но и жених Алексей Степанович хранили целомудрие до брака. И если для девицы XIX столетия это было нормой, то для молодого и интересного юноши грозило стать поводом для оскорблений и насмешек. Но стремление быть послушным заповедям Божиим, а не досужей молве принесло свой плод – крепкую, целомудренную семью.
«Вся жизнь Алексея Степановича, и его семья, и воспитание в семье – все было обращено к Богу. Для него как в Церкви, так и в семье главное было – соединение в любви», –
как не вспомнить важный принцип жизни христианина: «Если Бог у тебя будет на первом месте, все остальное – на своем». Жена-помощница и любящие дети в семье Хомяковых – тому подтверждение.
«Вера Отцу Небесному и доверие родному, земному отцу наполняли жизнь большой семьи Сикорских». Вера и доверие, любовь и преданность, труд и забота об отдыхе – предоставляю читателям самим найти подтверждение на страницах книги, в историях этих замечательных семей.
***
«Все счастливые семьи похожи друг на друга…» – мало какое из утверждений классиков вызывало и вызывает у меня такой внутренний протест. Есть что-то болезненное в том интересе и даже удовольствии, с которым мы рассматриваем все своеобразие несчастных, искореженных грехом и страстями семейных историй. И, позевывая, отворачиваемся от историй благополучных, добродетельных, простых и солнечных.
«Это история о радости, о любви, о счастье. Замечательный мужчина женился на замечательной женщине, и их дети выросли людьми также замечательными. Это история о семье, которая, по словам современников, была во многих отношениях образцовой. Все дети в этой семье чтили, берегли, свято хранили память о родительской семье», – не знаю, кому как, а мне интересны именно такие примеры.
Примеры победителей, примеры тихих борцов за любовь и мир, за уважение и благоговейное отношение друг к другу. Примеры духовных тружеников, которые многому могут научить своих потомков.
Надеюсь, я не одинока в своем интересе, и у замечательной книги Анны Сапрыкиной будет немало читателей, а ее героев – последователей и подражателей.