Отблеск вечного света

  • Автор обзора: Анастасия Чернова

Жил на земле, как ангел во плоти. Епископ Кронид (Мищенко). Жизнеописание. Проповеди. Воспоминания духовных чад
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2019.


Не только в далеком прошлом, в аскетические времена первых христиан, но и сейчас, в наше время, живут удивительно чистые, отзывчивые, одухотворенные люди. Вот, пожалуй, главная тема книги: путь к святости, способ стяжания мирного духа в условиях общественных преобразований второй половины ХХ века и стремительного развития техники. Жизнеописание епископа Кронида (Мищенко) дополнено его проповедями, а также воспоминаниями духовных чад. Материал уникальный, еще не известный широкому читателю. Раскрываются особенности жизни подвижника конца ХХ века, его выбор, подвиг и чудеса. Собранные свидетельства подтверждают неординарность личности епископа Кронида, его духовную силу.

Как-то раз послушник Игорь приоткрыл дверь и увидел невероятное: архимандрит Кронид стоял перед иконами, весь уйдя в молитву… Но стоял не на полу, а в воздухе… С такой детали, словно заимствованной из древнего патерика, и начинается повествование. 

Родился будущий епископ в 1940 году в селе Кучиновка Черниговской области. Был назван Михаилом. Его детство напоминает детство многих, кто родился незадолго до начала Великой Отечественной войны. Жили очень трудно, иногда оставались без обеда, не хватало продуктов и хлеба. Но это не главное. Самое страшное событие заключалось в нескольких словах: отец не вернулся с войны. Точно такое же известие потрясло, например, детские годы поэтов Николая Рубцова или Юрия Кузнецова. Подобно Телемаку, сыну Одиссея, их лирический герой будет всю жизнь искать и жаждать встречи с отцом, а также со своей потерянной родиной, чудесной «долиной детства». Юный Михаил окажется радикальнее. Вместо того, чтобы писать стихи, нащупывая связь с погибшим отцом и родом, он примет решение – посвятить всю жизнь Богу. Приблизиться и войти в чертог Отца Небесного. Так от земных и творческих исканий он устремит свой корабль прямо в небеса. 

До пострига в Троице-Сергиевой Лавре будет служба в армии, работа на производствах в Чернигове. После смерти матери в его домике будут жить схимонахиня Модеста и еще две послушницы – Надежда и Мария. Тайный монашеский скит – на обычной городской улице. Таковы реалии послевоенного советского времени, когда закрывали монастыри и храмы. Раньше монахини жили в Домницком Рождество-Богородицком монастыре. В 1920-х годах обитель закрыли и превратили в колонию. В 1930-х годах здесь поселили детей-инвалидов, во время Великой Отечественной войны их расстреляли нацисты. Ненадолго открыв, в 1952 году монастырь вновь закрыли. 

Вплетаясь в повествование, церковная история раскрывается на конкретных примерах из жизни и охватывает не только реалии того времени. Своим духовным складом будущий епископ тяготеет к подвижникам первых веков. Например, сюжет, когда он отнес свой подарок на именины тому, кто тоже нуждался, напоминает добрые дела святителя Николая Чудотворца. Только теперь это будет не мешочек золота, а матрац. «Жили вчетвером. Михаил в одной маленькой комнатке и схимонахиня Модеста с двумя другими – во второй комнате. Сам сколотил себе спальное место, застелил тонким одеяльцем. Как-то раз женщины решили позаботиться, подарить на день ангела матрац. Жили небогато, поэтому экономили на всем, чтобы собрать нужную сумму. Наконец, купили и спрятали до праздничного дня. Но он узнал об этом и стал настойчиво просить: «Отдайте мне этот матрац сейчас. Очень нужно». Пришлось отдать. Миша взгромоздил матрац на свои плечи и понес. Куда? Болящей монахине Евлампии, которая жила неподалеку».

Особый эпизод повествования – едва возникшее влечение к семейной жизни. «Однажды и его сердце потянулось к девушке. Дело шло к свадьбе, но душу юноши мучили сомнения. Вспоминал, как однажды в Киево-Печерской Лавре был на богослужении и увидел в глазах монахов отблеск вечного света». Монастырская жизнь или семейная? Михаил сомневался. Как-то раз по пути на свидание зашел в храм помолиться. Оттуда он уже вышел человеком, принявшим твердое решение во что бы то ни стало воплотить свою детскую мечту в жизнь. Тем самым здесь немного корректируется удобное и распространенное мнение – что, если есть сомнения по поводу монашеского призвания, проявляется расположенность и к семейной жизни, лучше в монахи не идти. По-разному бывает в жизни. И готового рецепта, одного на всех, получается, не существует… 

В лирическом отступлении обосновываются причины такого выбора. Сложные духовно-психологические аспекты раскрываются через образы природы, понятные всем: «Но если любовь к Богу так сильна, что душа хочет принадлежать Ему безраздельно, без остатка? <…>Это трудно объяснить тому, кто не ощутил в себе мощный зов, когда все вокруг, кроме восхождения к Богу, становится несущественным. Когда жизнь видится как прямая линия, устремленная вверх. Ну как описать, к примеру, труд и радость подъема на горную вершину тому, кто никогда не занимался восхождением? <…> Был мальчик Миша, потом юноша Михаил. А стал инок Кронид».

Одна из главных тем, которая рассматривается в жизнеописании – пути достижения святости. Этот мотив будет разворачиваться на протяжении всего повествования. Подборка высказываний святых, примеры из жизни епископа Кронида, воспоминания и свидетельства – создадут достоверную и зримую картину. Во-первых, необходима решимость достичь святости. «Чтобы достичь святости, нужна только решимость», – говорил святой преподобный Серафим Саровский. Только решимость отдать себя в волю Божию. Это, казалось бы, так мало. И так много». Во-вторых – отзывчивость к радостям и нуждам других. «Он был всем для всех», – вспоминают про епископа Кронида. Наконец, подлинная молитва, не рассеянная и постоянная: «Молитвы была для него в прямом смысле, как дыхание. Он с человеком разговаривал и одновременно за него молился. <…> В дороге доставал карманную Псалтирь и читал. Иисусовой молитвой молился постоянно. С четками не расставался. Очень любил богослужение. В повседневной жизни довольствовался самым простым. Строго соблюдал монашеские обеты. Он был воплощение святости». 

Такой характер владыки не все понимали и принимали. Некоторым он казался слишком простым и добрым. «Но тут надо сказать, что не всем он такой нравился». <…> «Слишком просто для архиерея…» Или: «Он, конечно, Божий человек, но очень уж доступен. А к прихожанам, к священникам как обращается? Танечка, Васенька, Толечка. Какая тут дисциплина? И доверчив сверх меры. Его обмануть легко». 

А вот следующая фраза звучит как кульминация и важнейший итог. Читатель наглядно проследил путь праведника, вновь убедился в закономерности слов «Горе, егда добре рекут вам вси человецы» (Лк. 6, 26) – и подготовил себя к принятию определенного вывода. «…Но парадокс в том, что их невозможно победить. Не победить того, о ком одни с восхищением, а другие с непониманием говорят: «Он, конечно, человек Божий». 

Смерть владыки оказалась не просто внезапной – невероятной. Ведь он никогда не жаловался на самочувствие, был радостным, энергичным, полным жизни. Уникальный материал, собранный в издании Свято-Троицкой Сергиевой лавры, повествует не только о праведном человеке ХХ века, но раскрывает и многие закономерности духовной жизни. Язык книги простой и одновременно образный. Жизнеописание и проповеди помогут внимательным читателям уклониться от зла и сотворить благо.