Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
- Автор обзора: Наталья Козынцева
- Книга: Откровенные рассказы странника духовному своему отцу
М.: Сибирская Благозвонница, 2023. — 350 с.
Книга, о которой пойдет речь сегодня в нашей программе, же давно и достаточно хорошо известна русскому обществу. Она была написана неизвестным автором и впервые издана во второй половине 19 века. Уже тогда книга, посвященная молитве Иисусовой, стала одной из самых популярных, и остается таковой до наших дней. Учиться Иисусовой молитве по ней благословляли святитель Феофан Затворник и оптинские старцы. На ней воспиталось несколько поколений православных людей.
«Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», - так называется книга, которая выдержала уже множество изданий, и вот еще одно было осуществлено в этом году издательством Сибирская Благозвонница.
1. «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», написанные русским автором во второй половине прошлого века, изначально распространялись в рукописном и печатном виде. Они были обнаружены и переписаны на Афоне настоятелем Черемисского монастыря Казанской епархии игуменом Паисием и им же изданы. В 1884 году в Москве вышло уже четвертое издание. Кому принадлежат эти рассказы, неизвестно. В числе возможных авторов называли и игумена Тихона - настоятеля одного из монастырей Нижегородской или Владимирской епархии, автора ряда душеполезных книг, и архимандрита Михаила, настоятеля Троицкого Селенгинского монастыря, и преподобного Амвросия Оптинского, и святителя Феофана Затворника Вышенcкого.
2. Но достаточных оснований отдать предпочтение кому-либо из них не имеется. Тем более что в одном из своих писем святитель Феофан Затворник свидетельствует о том, что сам исправил «Рассказы» и дал им известный нам вид. Всё, что можно сказать об авторе – это Странник, который о себе в первых строчках книги рассказывает следующее: «Я по милости Божией человек-христианин, по делам великий грешник, по званию бесприютный странник, самого низкого сословия, скитающийся с места на место. Имение мое следующее: за плечами сумка сухарей, да под пазухой Священная Библия; вот и все».
3. Далее, как повествует Странник, он однажды пришел в церковь и услышал из апостольского послания к Солунянам следующие слова: «непрестанно молитеся». «Сие изречение, - говорит рассказчик, - особенно вперилось в ум мой, и начал я думать, как же можно беспрестанно молиться, когда необходимо нужно каждому человеку и в других делах упражняться для поддерживания своей жизни? Справился в Библии, и там увидел собственными глазами то же, что слышал – и именно, что надо непрестанно молиться (1Фес. 5:16), молиться на всякое время духом (Еф. 6:18,1; Тим. 2, 8), воздевать молитвенные руки на всяком месте. Думал, думал, не знал, как решить. Что мне делать, – подумал я, – где сыскать, кто бы растолковал мне? Пойду ходить по церквам, где славятся хорошие проповедники, авось там услышу себе вразумление. И пошел».
4. С этого момента началось его странствование. Путь странника пролегает по бесконечным дорогам, большакам и проселкам Святой Руси. Он ночует то у мужика-полесовщика, то у купца, или в захолустной сибирской обители, а то у благочестивого помещика или священника, и ведет свой безыскусственный рассказ о своем странствовании. Поначалу никто не мог объяснить ему, что значит: непрестанно молиться. А если и объясняли, то получалось мудрено, и он опять же понять не мог. Пока наконец он не встретил одного старца, который рассказал ему, что непрестанная молитва - это «беспрерывное, никогда не престающее призывание Божественного имени Иисуса Христа устами, умом и сердцем, … при всех занятиях, на всяком месте, во всяком времени, даже и во сне. Она выражается в словах: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!».
5. А чтоб научиться непрестанной молитве, старец посоветовал обратиться к книге, которая сегодня тоже всем хорошо известна. Она называется – «Добротолюбие». Эта книга, как объяснил Страннику старец, - «содержит в себе полную и подробную науку о непрестанной внутренней молитве, изложенную двадцатью пятью св. отцами, и так высока и полезна, что почитается главным и первейшим наставником в созерцательной духовной жизни, и, как выражается преподобный Никифор, «без труда и потов в спасение вводит». Она «содержит в себе светлые объяснения того, что таинственно содержится в Библии», и объясняет те места Священного Писания, которые не понятны недальновидному уму человека.
6. Постепенно, под руководством старца, Странник становится делателем непрестанной Иисусовой молитвы, а после его смерти продолжает свое странствование уже с Библией и «Добротолюбием». И как свидетельствует рассказчик, благодаря этой отеческой книге он стал лучше понимать Библию. «Справедливо говорят св. отцы, что Добротолюбие есть ключ к отверзению таин в Священном Писании, - сообщает Странник. - При руководстве оным, я стал отчасти понимать сокровенный смысл Слова Божия. Мне начало открываться, что такое внутренний потаенный сердца человек, что истинная молитва, что поклонение духом, что царствие внутрь нас, что неизреченное ходатайство совоздыхающего Духа Святого, что значит облещися во Христа, и многое другое».
7. Так Странник, путешествуя по Святой Руси, описывает бескрайний Божий мир, наполненный любовью создавшего его Творца. Встречаясь с разными людьми, он постигает тайны духовной жизни, духовного подвига и совершенствования, научается «умной молитве» Иисусовой, которая помогает делателю приблизиться к Богу. Как говорится в одном из предыдущих изданий этой книги, своим безыскусным рассказом Странник увлекает читателя, раскрывает перед ним путь и плоды молитвенного делания. Не случайно эта книга получила большую популярность. По замечанию игумена Харитона (составителя валаамских сборников об Иисусовой молитве), после выхода в свет книги «Откровенные рассказы странника» многие буквально «набросились» на нее и всюду шли разговоры о молитве Иисусовой.
8. Но прошло немного времени, и разговоры утихли. Об Иисусовой молитве как будто забыли. Может быть, и не забыли, но увидели, что делание Иисусовой молитвы не так легко дается, как это показалось вначале. Оно требует терпения, смирения и времени, чего многим не хватает. Правда, и тот путь, которым шел Странник, нельзя назвать общим путем. Это - его личный, индивидуальный путь, осуществимый при его особенном странническом положении. Поэтому не нужно думать, что эта книга поможет скоро преуспеть в молитве - этом «искусстве из искусств». Она лишь дает пример тому, что молитве надо терпеливо учиться, как это делал и неизвестный автор этой книги.
***
Практика молитвенного делания древних подвижников трудноприменима в наше время. Но более близкие к Страннику делатели и наставники Иисусовой молитвы — святители Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов) или преподобный Серафим Саровский учат нас: если кто желает достичь непрестанной молитвы, должен знать, что в молитве следует искать не каких-либо особых утешений и духовных дарований, а прежде всего прощения грехов. Непрестанная умно-сердечная молитва - это особый дар милости Божией, который подается простым и смиренным сердцем молитвенникам. Однако все мы должны понуждать себя к этому деланию, во исполнение апостольских слов: «Непрестанно молитесь».
Телеканал "Союз"/У книжной полки