Отвергнуться себя

  • Автор обзора: Юрий Перминов

О календаре фонда «Возрождение Тобольска»


Отношение людей ко времени всегда будет оставаться по-особому эмоциональным, страстным и даже пристрастным, поскольку это единственное, чему с непреложностью подвластна наша жизнь. Осмысление времени означает осмысление не столько бытия как такового, но и бытия человека. Вспомним известное стихотворение Г. Державина, написанное им в 1816 г. за два дня до смерти:

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

Не столько умом, сколько сердцем ищем мы смысла в проходящем времени. И это вовсе не философский вопрос, а потребность души – иметь что-то высшее, что озаряет всю твою жизнь, что даёт тебе чистую цель. Смысл времени – это то, что жизни твоей даёт наполненность.
Нет, конечно, «родить сына, посадить дерево и построить дом» – дело нужное и полезное. Только зачем строить дом, если ты всё равно умрёшь? Дерево посадил и ушёл? Неужели только ради этого? 

Ни наука, ни философия, ни какая другая область человеческих знаний не может найти вразумительного ответа на такой, казалось бы, важнейший вопрос: что мы вообще здесь делаем на этой земле? Кто мы такие, и куда идём?

Но представляется, что календари фонда «Возрождение Тобольска» в какой-то степени отвечают на эти вопросы. Разве, перелистывая день за днём их страницы, мы не осмысливаем время, состоящее из человеческих судеб, которым «пропасть забвенья» не грозит, и не потому только, что всякая из них того достойна, как, впрочем, заслуживали долгой памяти «народы, царства и цари», унесённые «рекой времён»… 
Но каждый из тех, чьё имя отражено на страницах календаря, видит себя пространственно, и, стало быть, не обособленно от других, потому-то происходит «вторжение истинного бытия в повседневную жизнь» всякого человека, оказавшегося в календарном времени фонда «Возрождение Тобольска». Это всё равно что из-за собственного забора увидеть колыханье множества свечей на Пасху.

Вспомним, как братья сердились на Сергия Радонежского, как негодовали. Встал посреди трапезы и поклонился кому-то. В десяти верстах тем часом друг проезжал, Стефан, просветитель зырян. Не успевал заехать в обитель, спешил в Москву. Так на расстоянии и обменялись приветствием. Нам всем далеко до наших святых праведников, но, перелистывая страницы календаря, мы, знакомые и не знакомые друг другу люди, сплочённые общей частью судьбы каждого из нас, точно также обмениваемся сердечным признанием. У вас день рождения – и вам желают доброго здравия «от Перми до Тавриды, // От финских хладных скал до пламенной Колхиды», от Камчатки до Беломорья… Вы словно впитываете интеллектуальную и социальную энергию космических пространств Родины, и, порой сами того не подозревая, обретаете новые душевные силы. И в определённые моменты жизни это может быть особенно значимо для вас.

Здесь, в календаре, перед нашим взором предстаёт своего рода общественная формация, по сути, созданная фондом, активно не принимающая чуждого России культурно-исторического кода, возделывающая сад благочестия. А это уже ответ на вопрос: кто мы такие, и куда идём? Не тропой стяжания исключительно личных благ, а в соответствии с восклицанием А. К. Толстого: «Правда всё та же! Средь мрака ненастного //  Верьте чудесной звезде вдохновения, // Дружно гребите, во имя прекрасного, // Против течения!».
Только живое может плыть против течения.

И поскольку мы идём против течения, несущего всех в преисподнюю, нам нужно знать, ради чего мы подвизались – для возвращения в жизнь забытых сегодня добродетелей и отторгнутых вечных ценностей.

Господь говорит нам, что эти ценности – прямо противоположны ценностям цивилизации. Быть солью и светом такому обществу – это и есть путь против течения. Единственно возможный для тех, кто своим предназначением выбрал просветительскую стезю.
Вы можете заказать свой портрет модному художнику и повестить его в кабинете, в прихожей, где угодно, и всякий ваш взгляд на эту «парсуну» будет актом любования собой, что порождает, как правило, неприязнь и непризнание всего, что мешает этому самолюбованию. Более – ничего. Но перелистнув страницу календаря со своей фотографией (другую, третью и так далее), вы начинаете обретать понимание, что источник вдохновения для совершения своих ежедневных работ не ваша собственная физиономия, какой бы значительной она ни была. Рядом с ними, «соседями» по календарю, не работает тщеславие, не работает эффект демоверсии.  Начинается приближение сердца к евангельскому закону: отвергнуться себя (Мф. 16:24). Но его окончательное «вступление в силу» требует многого соборного труда.

Нужен ли такой календарь? Никто, будучи в здравом состоянии рассудка и души, не ответит отрицательно. Как никто пока самолично не отказался от своего «присутствия» в календаре фонда «Возрождение Тобольска». Но ничто не появляется ни откуда. Преподобный Амвросий учил: «Есть два рода благотворения: первое – благотворение собственной своей душе делами благочестия со смирением и неосуждением других, чтобы не подвергнуться тому, чему подвергся фарисей; второе – благотворение внешнее внешними средствами, которые также приносят пользу нашей душе, если не судим и не доверяем своему помыслу, что будто бы средства эти не так употребляются».
Для сохранения ежегодного выпуска календаря эти средства необходимы. И всё вышесказанное свидетельствует о том, что ни у кого из наших благодарителей никогда не было оснований сомневаться в неразумности их расходования фондом, в очередной раз предоставившему каждому из нас счастливую возможность увидеть колыханье множества свечей – любви, самопожертвования, подвижничества…

Материал предоставлен фондом «Возрождение Тобольска»

Фото на заставке - wokrug-sveta.livejournal.com