Паломничество в Палестину к Гробу Господню
- Автор обзора: Телеканал "Союз"
Очень далеко от нас есть страна, которая называется Палестиной. Мы зовём её Святою Землёй оттого, что в этой стране жил Спаситель наш Господь Иисус Христос. Там Он родился, там Он умер на Кресте за спасение людей, воскрес и вознёсся на Небеса. В память этих событий благочестивые люди на протяжении многих веков стремились в эти святые места, хотя совершить такое путешествие до недавнего времени было довольно трудно. Однако даже сегодня далеко не всем, кто к этому сердечно стремится, удается побывать на Святой Земле. Остается, как и в старые времена, довольствоваться слушанием рассказов или чтением книг, повествующих о паломничестве к местам земной жизни Иисуса Христа. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию такую книгу. Она вышла в свет в издательстве ОЛМА Медиа Групп в серии «Духовный путь» и называется - «Паломничество в Палестину к Гробу Господню».
Книга - «Паломничество в Палестину», впервые вышедшая в свет в 1904 году, представляет собой живописный документ времени, образцовое воплощение жанра, почти утраченного в современной беллетристике. Это издание считается лучшей паломнической книгой о Палестине в дореволюционной России и до недавнего времени являлось библиографической редкостью. В начале 2000-х годов многие читатели, познакомившиеся с этой книгой по отрывочным сведениям в интернете, стали испытывать нужду в переиздании паломнических очерков и в 2014 году в издательстве ОЛМА Медиа Групп такое переиздание осуществилось. Автор книги — Иван Павлович Ювачев-Миролюбов, отец поэта Даниила Хармса, один из заметных русских духовных писателей начала XX века.
Замечательна биография автора. Родился Иван Павлович в 1860 году семье придворного полотера – его отец состоял в штате Аничкова дворца. С детства Ваня мечтал о работе лесничего, однако, начитавшись книг о путешествиях Магеллана, Кука и других знаменитых мореплавателей, выбрал военно-морскую службу. До 1881 года Ювачев служил на флоте, пока не познакомился с нелегальной, антиправительственной литературой. За вольнодумные речи молодой офицер был списан на берег и направлен город Николаев на должность помощника начальника метеорологической станции. Проработав год, Иван Павлович отправляется в Петербург, чтоб продолжить образование. Но и тут попадает в революционные круги. Вскоре его арестовывают за подготовку покушения на Александра III и приговаривают к смертной казни. Затем эту меру наказания заменяют пожизненным заключением, а позже - каторгой, Пройдя сквозь тюрьмы и ссылку, в 1899 году Ювачев возвращается в Санкт-Петербург глубоко верующим христианином.
После освобождения Иван Павлович работал инспектором Управления сберегательных касс и занимался общественной деятельностью, посвященной улучшению быта заключенных. Он объездил всю Россию, а в 1900 году совершил паломничество на Святую землю. После своего возвращения Ювачёв не сразу принялся за написание очерков, поскольку был занят на работах в Средней Азии, но после приступил к этому литературному труду. В предисловии к его первому изданию автор писал: «очерки моего паломнического путешествия в Палестину были напечатаны в последних семи книгах "Исторического Вестника" 1902 года. В тексте настоящего издания сделаны значительные дополнения, с включением новой (38) главы. Большинство рисунков (а их в книге 126) воспроизведены с фотографий из богатой коллекции Императорского Православного Палестинского общества, благодаря любезному содействию помощника председателя этого общества Николая Милиевича Аничкова.
Для полноты картины Палестины, - пишет автор, - мною сделаны описания почти всех главных мест поклонения русского паломника, но с опущением многих подробностей и длинных исторических справок, которые так часто повторяются в имеющихся уже сочинениях о Св. Земле. Зато я, -отмечает автор, - позволил себе дать некоторый простор библейским воспоминаниям в связи с проходимыми паломниками местами, опять-таки удерживаясь по возможности от общеизвестных рассуждений. Одним словом, я старался выразить в своих очерках преимущественно личные впечатления от виденного своими глазами и слышанного своими ушами за два месяца путешествия на Восток».
Открывая свои воспоминания, автор пишет: «Давно я мечтал посетить Иерусалим и вообще священный Восток, с которым меня сроднили и христианская религия, и восточная поэзия, но, выжидая свободного времени и подходящих условий, с каждой весной мне приходилось откладывать своё путешествие на неопределённые годы. То помешает чума в Египте, то служебные занятия, то различные обстоятельства… Я не предвидел и конца разным предлогам! И вот однажды, в разгар усиленной и неотложной работы, вдруг запротестовала моя душа: брось всё и поезжай в Иерусалим! Я поддался этому голосу, рискнул своим положением на службе и попросил отпуск с 1-го марта на два месяца. Мои сборы в дорогу были недолги. Набив небольшой чемодан необходимым бельём и справочными книгами, я считал себя готовым к далёкому странствованию».
Далее автор описывает, какие еще могут возникнуть трудности на пути у человека, собравшегося в паломничество. Рассказывает он и том духе, который охватывает православный народ, когда тот устремляется в Святую Землю. Так, например, на пароходе, на котором Ювачев отправился в путешествие, тут и там раздавалось, духовное пение. В частотности, Иван Павлович пишет: «Я спустился в средний трюм, услышав оттуда звуки акафиста Божией Матери. Среди столпившегося народа, перед иконой, стоял на коленях один из паломников с книжкой в руках и прочитывал только первую фразу кондаков и икосов. За ним другой, в длинной хламиде, весь страшно обросший волосами, с орлиным носом, громко продолжал читать молитву наизусть. А последнюю фразу: «радуйся, Невесто Неневестная» или «Аллилуия», — вся толпа подпевала растянутым так называемым афонским напевом. После акафиста Божией Матери стали читать другой, третий». И сколько в этих молитвах, по свидетельству автора, было духовной силы, сердечности и горячей веры.
Рассказать о всем путешествии Ивана Павловича в рамках нашей программы невозможно. Мы, в день праздника Преображения Господня, остановимся только на той главе, где автор повествует о горе Фавор. «Вечером, - пишет автор, - мы стали собираться на гору Фавор и на Тивериадское озеро. Компания наша разделилась. Одни, отягощённые тучным телом, боялись тронуться в тяжёлый путь, где нельзя пользоваться тарантасом, другие, в видах экономии, отправились заранее пешком, третьи, к которым принадлежали я, мой товарищ в бедуинском костюме и купец-старообрядец, решили ехать на ослах. Для того, чтобы не связывать друг друга в дороге, я предложил своим спутникам каждому взять себе отдельного проводника и для скорости тоже на осле».
«Дорога, спускалась между зеленеющими холмами всё ниже и ниже в Ездрилонскую долину. Сравнить нельзя с каменистой Иудеей! Здесь очертания гор более округлы, и долины более широки, а главное кругом всё покрыто цветущей травой и разнообразными деревьями и кустарниками. С Ездрилонской долины Фавор весь перед нами. Он представляет из себя совершенно изолированную гору правильного округлого очертания. Я заранее предвкушал удовольствие увидеть с её вершины всю Галилею. Наш "бедуин" предложил в долине, в виду красивой горы Преображения Господня, сесть на траву и отдохнуть немного. Но умысел другой тут был. Ему, очевидно, хотелось высказать своё мнение об этой горе, потому что сейчас же разразился заранее приготовленной речью, которую я нахожу нужным привести целиком. В самом деле, где и вспомнить Христа и Его Евангелие, как не здесь, между Назаретом и Фавором?» О том, что рассказал проводник Ивану Павловичу и его спутникам, и какие еще святые места увидел автор, читайте далее на страницах этой книги.
Завершая свои воспоминания, Иван Павлович Ювачев пишет: «За два месяца путешествия воспринимается масса впечатлений, неизгладимых на всю жизнь. Редкий из грамотных паломников не запишет для памяти своего обозрения святынь. Говорят, верующему человеку никогда не скучно слушать или читать про те места, где жил и страдал Спаситель мира. Вот почему и появляется в печати так много воспоминаний о Палестине, о Иерусалиме, о храме Гроба Господня. В самом деле, есть ли на земле более центральная точка для истории всех веков, чем-то святое место, где воплотившийся Бог умер и воскрес?! Ведь здесь сосредоточена вся тайна бытия нашего и здесь же предел всякой человеческой мысли. За Иерусалимом находятся непостижимые для нас верх и низ, рай и ад, т. е. то, что вне наших чувств и понятий. Иерусалим - это есть граница земного и небесного. Здесь сильнее чувствуется близость Божия. На Сионе избранное место для имени Бога до конца веков. «Обращайтесь к нему и идите туда!" - повторю и я с глубоким убеждением этот призыв Божий. Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме!» Этими словами автора мы завершаем и нашу программу.
Телеканал "Союз"