Пасхальные открытки
- Автор обзора: Марина Анохина/Православная Москва
«Христос Воскресе, любезная Мария Федоровна!» – такими словами век назад мог начать поздравление с Праздником Праздников какой-нибудь отставной поручик. В предпасхальные дни почта работала в усиленном режиме: со всех концов страны рассылались нежные поздравления «дорогой маменьке» и «милому папеньке».
ПЕРВЫЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ПОЧТОВЫЕ КАРТОЧКИ ПОЯВИЛИСЬ БОЛЕЕ 120 ЛЕТ НАЗАД
Открытки-поздравления с Пасхой писали все, кто хоть как-то владел грамотой – начиная от членов царской семьи и заканчивая крестьянином в далекой деревушке. В крупнейших коллекциях сохранились подписанные императорской четой открытки. Для сообщений на пасхальных открытках характерен особый пафос: высокие слова и нежные обращения к адресату.
А сами открытки! Они выпускались немыслимыми тиражами с разнообразнейшими рисунками. Здесь были миловидные детские личики знаменитой художницы конца XIX – начала ХХ века Елизаветы Бем, легко узнаваемые «сказочные» рисунки Ивана Билибина, яркие и красочные произведения Бориса Кустодиева или Бориса Зворыкина.
ОТКРЫТОК НА ПАСХУ ВЫПУСКАЛОСЬ В ПЯТЬ-ШЕСТЬ РАЗ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НА РОЖДЕСТВО. ПОСЛЕДНИЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПОЧТОВЫЕ КАРТОЧКИ ДАТИРУЮТСЯ 1917 ГОДОМ. УЕЗЖАВШИЕ В ЭМИГРАЦИЮ ЗАБИРАЛИ С СОБОЙ ДРАГОЦЕННОСТИ И… ОТКРЫТКИ: ЭТО ПАМЯТЬ
Но чаще всего на открытках печатали рисунки народного, так называемого лубочного стиля. Они пользовались популярностью у простых людей. Темы также широко варьировались: куличи и Пасхи, яйца всех расцветок с орнаментами и всевозможными украшениями, веточки вербы и цветы с лентами. Особое место занимали сюжетные картинки – покраска яиц перед праздником, замешивание теста на куличи, несение Четвергового огня, христосование, катание яиц.
Православная Москва