«Педагогическая поэма» наших дней
- Автор обзора: Наталья Иртенина
Рыбакова С. Н. Гори, гори ясно
Повесть. М., 2019.
Небольшая книжка Светланы Рыбаковой «Гори, гори ясно» обозначена как повесть для детей среднего и старшего школьного возраста. На самом деле это не совсем повесть и не совсем для детей. Произведение это принадлежит к редкому в нашей литературе жанру «педагогической поэмы» (по названию известного одноименного романа). А самое удивительное – главный герой появляется на страницах повествования лишь иногда, хотя вся книга рассказывает именно о нем, о его трудах и днях, о деле всей жизни. Точнее говоря, о прототипе главного героя – реальном человеке, нашем современнике, недавно ушедшем из жизни, принадлежавшем к той породе людей, которых за глаза зовут подвижниками – из тех, без кого не стоит земля русская.
Книга посвящена памяти Юрия Васильевича Сухова, «удивительного человека и замечательного педагога», как аттестует его в своем кратком предисловии протоиерей Артемий Владимиров. Много лет он руководил детским православным военно-патриотическим клубом «Русичи» при храме Тихона Задонского, скитском подворье московского Ново-Алексеевского монастыря, что в Сокольническом парке. Из множества мальчишек, трудных подростков, Юрий Васильевич «вырастил настоящих мужчин, поставил на ноги физически и душевно». Но тянулись к этому замечательному человеку не только мальчишки – не отставали и девчонки, а за ними и их родители. В послесловии к книге, названном «Памяти русского учителя», автор признается, что сама редко встречалась с Ю.В. Суховым. И тем не менее узнанного о нем хватило на целую книжку, потому что «по плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). Плоды же в данном случае – сотни, а может, и тысячи детских душ, спасенных от развращающего влияния улицы, телевизора, гаджетов и современного воспитания по западным лекалам (на самом деле являющего собой отсутствие воспитания).
Вероятно, определение «поэма» все же слишком громкое. В этом повествовании на документальной основе беллетристика отступает на второй план под натиском «всамделишной» реальности, жизненного материала, который сопротивляется разбавлению его литературным вымыслом (ну разве что имена у персонажей вымышленные). Поэтому в книжке нет занимательных приключений, свойственных произведениям для детей. В ней даже нет строго определенных центральных детских персонажей. Точнее, все дети, появляющиеся на страницах книги, попадающие в фокус внимания автора, на какое-то время становятся главными героями. Ведь в деле воспитания так и должно быть – все внимание, вся любовь и забота учителя, наставника должны быть «неэкономно», расточительно направлены на каждого ребенка.
Главным же, находящимся в центре повествования «приключением» является процесс любовного созидания детской личности, прививания детским душам качеств настоящего человека. Поэтому чтение это предназначено скорее родителям, чем их чадам. При самостоятельном чтении дети вряд ли воспримут душой и сердцем педагогические приемы, описанные тут. Через посредство текста они не подпадут под обаяние и влияние живых примеров, каковыми выступают на страницах книги руководитель военно-патриотического летнего лагеря Владимир Юрьевич и его молодые помощники. Эта книга – скорее практическое пособие для взрослых, а также для тех юных энтузиастов военно-патриотического делания, которые решат связать свою судьбу с воспитательной деятельностью, пойти по стопам главного героя и главного вдохновителя этой книги. Прекрасным дополнением к повествованию служат фотографии, сделанные самим руководителем и взрослыми участниками клуба «Русичи», – запечатленные моменты игр, увлекательных занятий, спортивных состязаний, праздников и пр.
Светлана Рыбакова признается в послесловии, что в беседах с Ю. В. Суховым ей так и не открылся его педагогический метод, оставшийся «тайной». Видимо, подразумевается, что этот метод невозможно сформулировать в рациональных терминах, охватить сугубо научным взглядом. На самом деле этот метод давно озвучен преподобным Серафимом Саровским: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». И сама писательница говорит об этом чуть ниже: «Юрий Васильевич сам был всем живым примером любви и заботы о ближнем, глядя на него, дети этому учились». Но в книжке помещено также ее интервью с Ю.В. Суховым, здесь-то прототип главного героя и рассказывает о своих методах и приемах воспитания. Основные из них: погрузить ребенка в реальную, живую жизнь, оторвав от виртуальности телевизора и гаджетов; предельно насытить его повседневное бытие полезными событиями: подвижными играми и делами, поездками и общением, спортивными состязаниями и помощью ближним; и наконец – а точнее, во-первых: нет никакого разговора с ребенком на равных, слова старших должны быть для детей руководством к действию.
Последнее – чрезвычайно важно. Пожалуй, нечасто можно встретить столь четкое и прямое формулирование до́лжных отношений между взрослыми и детьми. К ребенку следует относиться с любовью и уважением к его возрасту, к детской душе как образу и подобию Божию – но воспринимать его как еще не сформированную личность, которой только предстоит развиться, для чего и нужна воспитательная работа взрослых. Однако в наше время этот принцип все реже применяется в семьях и в школах. В подражание Западу у нас стало принято и даже обязательно внедрять «прогрессивные» методики воспитания на принципах западной демократии – «свободы и равенства». Свобода здесь превращается в потакание детскому своеволию и капризам. А при отношениях равенства детей и взрослых отсутствует главное в воспитательном процессе – авторитет для ребенка. Равный никогда не может быть примером для подражания и тем более авторитетом, той вершиной, к которой растущему индивиду стоит стремиться. Когда взрослые ставят себя в положение равенства с детьми, последние воспринимают их как исполнителей любых их детских желаний либо наоборот – как помехи в реализации желаний, в проявлении своеволия. При таком воспитании, когда нет мотивации, чтобы становиться лучше – ведь констатируется, что ребенок уже самодостаточен, – не развивается и воля, дети зачастую вырастают распущенными рохлями, безвольными, капризными, беспомощными эгоистами. Из трех составляющих человеческой личности – ума, чувств и воли – последняя атрофируется за ненадобностью, а первые два без воли идут вкривь и вкось, едва ли не вразнос. Принцип «разговора на равных» возлагает на ребенка неподъемный для него нравственный и интеллектуальный груз. Это все равно что на хрупкий предмет или мягкую поверхность поставить несоразмерную тяжесть – предмет сломается, поверхность деформируется.
Именно поэтому сейчас все чаще умные родители предпочитают для воспитания своих чад военно-патриотические учреждения и организации: кадетские училища, военизированные клубы и лагеря. Строгая дисциплина, иерархия в отношениях между старшими и младшими — это отлично воспитывает волю, тренирует ее в стремлении к личностному совершенству. Ну а чувство собственного достоинства, о чем так радеют «прогрессивно-демократические» горе-воспитатели, страшащиеся самого слова «дисциплина» и пугающие всех «милитаризмом», взращивается не пустыми внушениями «ты лучший, ты достоин», а традиционными для России христианскими воспитательными «приемами»: когда перед детьми ставятся задачи преодоления своих слабостей и грешков, товарищеской взаимовыручки и помощи ближним.
В книге Светланы Рыбаковой читатель найдет множество примеров, иллюстрирующих эту методику воспитания достойных людей, добрых христиан, всей душой любящих свою отчизну патриотов-державников. Эта методика проверена веками русской истории, наполненной славой предков. И поныне, слава Богу, она состоит «на вооружении» у лучших и мудрейших русских наставников юношества.