Перевернуть мир

  • Автор обзора: Анна Шепелёва

Точка опоры. Как изменить мир человека? Ткачев А., протоиерей.
М.: Воскресение, 2020. — 256 с. ИС Р20-005-0193. ISBN 978-5-6042593-9-9


Протоиерей Андрей Ткачев, один из самых узнаваемых и авторитетных современных проповедников, часто говорит о том, что среди всех негативных проявлений нашего времени, безбожие — главная и глубочайшая его проблема. Более того, именно оно и является корнем всех других проблем нынешнего общества: стремительного погружения в пучину тотального потребления, информационной зависимости и техногенной глобализации, в искусственную реальность, диктующую человеку свои законы и ценности, подчас противоположные христианским. «Батлы» рэперов сегодня собирают миллионные аудитории, а лучшие богословы — от силы пару тысяч слушателей. Мир перевернулся с ног на голову. Однако потерянное равновесие можно восстановить, уверен протоиерей Андрей Ткачев. О том, как это сделать, он размышляет на страницах своей новой книги «Точка опоры. Как изменить мир человека?», недавно вышедшей в издательстве «Воскресение».

В небольших емких эссе отец Андрей затрагивает глубокие и наболевшие проблемы современности и ведет с читателями аргументированный, убедительный и увлекательный диалог, доступный и воцерковленному человеку, и далекому от Церкви скептику. Призывая изменить мир, автор говорит исключительно о внутреннем мире человека: «Внутренний мир нужно перевернуть так, чтобы главное стало главным, а второстепенное — второстепенным. Перевернуть, чтобы расставить правильно акценты и определить главные цели». И первая из этих целей для каждого из нас, по отцу Андрею — осознание себя человеком. В эту формулировку автор не вкладывает никакого пафоса — жизнь современного индивидуума, отмечает он, зачастую основывается лишь на «основных инстинктах», то есть, по сути, сводится к существованию рафинированного животного. Стало быть, и призыв стать человеком обрел не только метафорический, но и вполне конкретный смысл — об этом отец Андрей рассуждает в главе, которая называется «В мире животных». Отнюдь не преследуя цели кого-то оскорбить, он осторожно обращает внимание читателей на неслучайное близкое биологическое сходство человека с такими животными, как крыса и свинья. Стоит заметить, что здесь автор опирается на вполне конкретные известные научные исследования, утверждающие, что анатомия и физиология свиньи позволяет назвать ее наиболее точной биологической моделью человека. В этом, считает отец Андрей, можно усмотреть некий Божий промысел: «Такое биологическое соседство дано человеку не зря. Быть может, Создатель крысы, свиньи и человека показывает нам, что, ниспадая до уровня чистой биологии, отказываясь от почести “горнего звания” и закапывая талант в землю, биологическое родство человека, лишенное Божиего помазания, оттащит его в семью крыс и свиней… Ни в чем не повинное животное является печальным примером того, каким может быть человек, а именно — бесполезным при жизни, ничем и никому не служащим».

Служение и любовь к ближним, стремление и готовность делиться с другими людьми теми благами, что дарует нам Господь — еще один шаг к тому, чтобы изменить свой внутренний мир, более того — непременное условие для этого. Размышлениям на эту тему посвящена другая глава книги отца Андрея Ткачева «Точка опоры» — «Разговор о богатстве». В ней автор вспоминает и евангельскую притчу о безумном богаче, и юношу, со скорбью отошедшего от Христа после Его призыва раздать имение и следовать за Ним. И выводит закономерность, которую иллюстрирует ярким примером: «Генисаретское озеро принимает в себя воды Иордана и отдает их. Поэтому оно живо, причем живо с избытком. А Мертвое море принимает в себя пресные воды Иордана, но никуда их не отдает (Иордан уже никуда из Мертвого моря не вытекает), и оно мертво. Закон напрашивается на формулировку: жить — значит принимать и отдавать».

Казалось бы, как просто. Однако милосердие в наше время дается человеку все труднее. На вопрос, почему так происходит, отец Андрей отчасти отвечает в главе под названием «Содом». Интересно, что речь в ней идет совсем не о том Содоме, что был истреблен Богом за грехи и погребен на дне Мертвого моря. Автор говорит о том мире, в котором мы живем сегодня, о современном человеческом сознании, которое вполне можно назвать содомским, причем, даже «без всякого отношения к половым пакостям». Содом, по Библии, это — извращение всех сторон жизни, напоминает отец Андрей. Это — утрата способности отличать добро от зла. Это — потеря людьми чувства меры, чувства стыда, чувства справедливости. Это — гордость грехами, словно они — победы на поле боя. «Грешить и не краснеть, хвалиться грехом, зарабатывать на беззакониях — вот Содом. Тебя ограбили, но ты же еще и должен. Ты обратился в суд и обнищал от судебных издержек, но правды так и не добился. У тебя отобрали имущество, лишили наследства или сбили на дорогой машине, но ты же и оказался виноват — вот тебе настоящий Содом. Мы живем внутри Содома и настолько свыклись с этим, что уже не замечаем большей части извращений и несправедливостей».

Здесь отец Андрей Ткачев вплотную подводит читателя к мысли о том, что с миром что-то не так, что его необходимо изменить, более того, перевернуть, поставить на ноги. И переворот этот должен произойти не где-нибудь, а в душе и сердце человека. Каждому из нас необходимо измениться внутри самих себя. Как мудро сказал преподобный Серафим Саровский, «спасись сам, и тысячи вокруг тебя спасутся». Но чтобы перевернуть свой внутренний мир, человеку нужна точка опоры. Нужен Бог. Бог — та самая точка опоры, благодаря которой возможны любые перемены, ибо сам Господь говорит: Без Меня не можете творить ничего (Ин. 15:5). В своей книге «Точка опоры. Как изменить жизнь человека?» отец Андрей Ткачев нащупывает и вкладывает в руку читателя тонкую нить духовной жизни, на другом конце которой — Бог. Встретиться с Ним возможно каждому человеку — через преображение из карикатуры в образ Божий, из обитателя мира животных в наследника Небесного Града.


Православное книжное обозрение