Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Первый бал пеструхи

  • Автор обзора: иеродиакон Вонифатий (Вельмякин)

Павел Кренёв. Первый бал Пеструхи


Книга писателя прозаика Павла Кренёва представляет собой сборник рассказов из жизни поморов - людей крепких духом, занимающихся морским промыслом в суровом северном климате.

Детство самого автора прошло в поморской деревне под названием Лопшанье, отсюда особенная детализация быта русских поморов с использование поморской говори, и яркое описание девственной природы русского Севера.

Преамбулой к сборнику служит обширная статья члена союза писателей поэтессы Валентины Ефимовской, которая погружает читателя в историю творческого пути автора с их нравственной и даже богословской оценкой. Также из статьи мы узнаем о том, что в сборник вошли рассказы, написанные в течении 25 лет, начиная от первых и заканчивая самыми современными, тем самым у читателя появляется возможность проследить эволюцию стиля и мастерства писателя.

В рассказах описывается преимущественно послевоенное время, когда к суровому климату и тяжелому промыслу поморов добавляется еще чрезвычайно голодное время, что обуславливало и жесткие плановые рамки любого промысла. В это время поморы, пускай, и не исчезли как этнографическая группа русского народа, но стали вольными или невольными участниками коллективного хозяйства, передавая теперь уже в рамках колхоза опыт и традиции охоты на зверя. На последнем автор остановился особенно подробно, при этом охотничьи сцены иногда превращаются в настоящую кровавую бойню как, например, в рассказе «Беляк и Пятнышко», от чего не по себе самим участникам. Подобным надрывом и даже шоком автор заставляет читателя сопереживать страдающей природе, при этом рассказывая об объективных цифрах, демонстрирующих сколько того или иного зверя было избито на берегах

Белого моря. Комментируя страдания природы, причинные человеком, автор рассуждает, что эта жертва была не напрасной и в трудное время животные спасают человека, и даже всю страну, своей шкурой, жиром и мясом, в честь чего отдельным зверькам в северных городах ставят памятники. Некоторые рассказы очень добрые и даже смешные: о, полюбившимся охотникам нахальном и хитром медведе - в рассказе «Беспалый», или прекрасном лебеде, которого случайно ранил такой же сентиментальный охотник, а потом нянчился с ним, чтобы вылечить в «Сваня». Благодаря живым и характерным описаниям зверей, появляется давно забытое в городе чувство близости дикой природы. Для этой цели автор иногда практически ничего не говорит о человеке, а сосредотачивает внимание читателя, например, на отношениях внутри волчьей стаи в рассказе «Белоушко». Так выделяются в рассказах два мира: мир людей и мир животных, и там и там есть место взаимной поддержки, сострадания, но также и жестокости.… С одной лишь разницей, что звери, как правило, бывают, агрессивны, чтобы выжить, а человек может быть жестоким только ради развлечения и хладнокровно перестрелять совсем юных медвежат, как в рассказе «Королевская охота». Но это скорее исключение, а в целом герои Павла Кринева, от соприкосновения с дикой природой, становятся добрее и чище. В рассказах прослеживается идея, что, пусть не всегда осознанно, человек словно извиняется перед природой, что именно из-за него мир покрылся тернием и волчсами, и на нем же лежит ответственность, чтобы эти «два мира» снова пришли в гармонию, что и может произойти только через чистоту человеческого сердца.