По плодам их узнаете их
- Автор обзора: Людмила Чуткова
- Книга: Молитвами его живем. Памяти архимандрита Наума (Байбородина)
- Автор книги: Мельников Валерий
Издательство «Сибирская Благозвонница» совместно с Успенской Золотниковской пустынью выпустило в свет новую книгу, посвященную памяти архимандрита Наума (Байбородина), старца и духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Начиная обзор публикаций этого сборника воспоминаний, так и хочется сказать: «Батюшка, благословите!» (Ведь, по словам игумении Анатолии (Баршай), «он никуда не ушел").
Тысячи духовных чад стремились к о. Науму, зная, что получат пользу от его советов и молитв. «Духовный отец», «Наставник», «Старец», «Батюшка» и даже «Дедушка» – так с любовью и почтением называли лаврского батюшку о. Наума. У каждого, кто знал духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Наума (Байбородина), осталась о нём своя память. Исполнив завет первоверховного апостола Павла, для всех он сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 22).
В сборнике «Молитвами его живем» содержатся очерки, рассказы, заметки и стихотворения тридцати духовных чад лаврского старца. Среди авторов – архиепископы и епископы, митрополиты, протоиереи и игумении, монахи и монахини, а также мирские люди. Желание рассказать о старце связано прежде всего с благодарной памятью о нём. Желающих много.
Все воспоминания написаны с большой любовью и с почтением к батюшке. Авторы этих очерков не приукрашивают информацию о себе и своих поступках, описывают самые примечательные и запоминающиеся моменты взаимоотношений со старцем. Они с благодарностью рассказывают о советах и молитвенной помощи о. Наума, которые так или иначе повлияли на их судьбы. Здесь вы сможете узнать и о каких-то курьезных случаях из их жизни, о чудесах, которые происходили по молитвам старца Наума. С каждым он внимательно беседовал, каждого исповедовал, каждому давал советы и наставления, указывая истинный христианский путь в жизни.
В Священном Писании сказано, что по плодам надо судить о человеке. Какие же плоды принёс старец архимандрит Наум? Помощь духовного отца была поистине безграничной. «Среди приходивших к нему были люди разных возрастов и званий: старые и молодые, архиереи, священники, монахи, миряне, профессора университетов и почтенные академики, лица высокого административного положения, генералы и адмиралы, государственные чиновники и простые христиане. Все они получали на приёме у отца Наума единое на потребу и испытывали на себе его благодатное влияние. Видя душевное расположение и таланты людей, он направлял их на пользу Церкви и народу, вдохновлял на создание храмов и монастырей, открытие духовных школ, православных гимназий и детских приютов, издание православной духовной и научной литературы» (архиепископ Феогност (Гузиков)).
Молитвами и трудами о. Наума устраивались сотни и тысячи жизней и судеб, открывались богословские курсы и даже институты и университеты, возрождались из разрухи монашеские обители…
Он пришёл в монастырь во время «хрущёвских гонений» «не на славу и почёт, а на скорбь и поношение; с годами открыл в себе талант исповедника и нёс подвиг старчества; имея откровение Божие о будущем воссоздании монастырей, ещё в начале восьмидесятых искал пути осуществления, как казалось большинству, несбыточной мечты; воспитал духовных чад и наполнил 40 монашеских обителей: 30 женских и 10 мужских, — и это только те, которые живут по благословению старца, — не говоря о числе восстановленных храмов; многих духовных чад взрастил до возведения в священный сан и архиерейский чин, наставлял игуменов и игумений монастырей; именно батюшке принадлежит заслуга в том, что открыты для почитания мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского; задолго до открытия мощей блаженной Матроны Московской старец попросил подготовить к изданию её житие. Получая изданные книжечки на могилке блаженной Матроны, многие узнали о жизни святой, что и содействовало прославлению и канонизации блаженной Матроны; наконец, он подготовил для издания сборники: Наука, Философия, Религия; многотомный Букварь «Слова», Правое Правоведение, Уроки истории» (игумения Ксения (Зайцева)).
Одними из первых по его благословению были изданы Библия на славянском языке, Евангелие, Толковая Псалтирь. Он же подготовил «Жития святых». И чтобы помочь желающим овладеть святоотеческим наследием, о. Наум составил сборник «Святоотеческая симфония» — своеобразную энциклопедию христианской духовной жизни.
В своей жизни о. Наум всегда стремился к простоте и смирению, старался не привлекать к себе внимания. Но благодаря ему тысячи людей пережили духовное рождение, пришли к вере и всегда находили в его келье утешение. Главным наставлением, которое давал батюшка, было исполнение заповедей Божиих и молитвенный труд.
Особое значение отец Наум придавал борьбе с греховными помыслами и чтению Иисусовой молитвы. Поэтому он благословлял постоянно её читать и монахов, и мирян. Он неустанно повторял каждому: «Давайте наслаждаться Святым Евангелием, церковной молитвой, читать жития святых, молиться дома, в церкви и непрестанно ум приучать, чтобы он охранялся от помыслов. Надо любить и больше читать святую Псалтирь и непрестанно беседовать с Богом: ֞֞Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго֞».
Отец Наум стал одним из пастырей Русской Церкви, о котором помнить будут вечно его ученики, духовные чада и многие поколения тех, кому эта светлая память будет передана.
Воспоминания о старце продолжают те, кого отец Наум в своё время благословлял на монашество, а кого-то и на игуменство (и, как видно из рассказов, не был чрезмерно суров и ничьей воли не ломал), а также мирские люди.
Так, епископ Матфей (Самкнулов) говорит, что «те семена, которые он (отец Наум) посеял на всероссийской ниве церковной, ещё дадут плоды, которые мы увидим… Он и в прошлое своим взором проникал, и в будущее — как пророк. То, что он говорил, — всё сбывалось. Знал, что пройдено каждой душой. Старался так человека направить, чтобы впредь он смог уберечься от козней вражиих. Сам жил молитвой и радел о возрождении умного делания. У батюшки много издавалось для чад проповедей, трудов. Огромным количеством святоотеческой литературы он нас всегда снабжал. Через восприятие отца Наума и мы святоотеческий опыт как-то живо воспринимали и пытались в чём-то святым отцам подражать...».
Игумения Евстолия (Афонина) свидетельствует: «Батюшка любил всех. Но лекарство преподносил разное… Как по-разному батюшка говорил, предупреждал, пытался оградить от духа погибели! Никакой успокоенности никогда не было рядом с ним. Он пребывал на поле сражения, горя в огне самой беспощадной битвы за души людей, и всех возносил туда же, заставляя до самых кончиков ногтей прочувствовать тот онтологический страх, который будет чувствовать душа там — на пороге вечности, на Страшном Суде. И этот страх, как закваска, передавался нам. Выходя из кельи старца, мы выносили в себе пламень бесстрашия, я бы сказала, оружия борьбы со грехом и со всем страшным и ужасным в мире, помрачённом злыми демонами всякого обличия. Он был военачальником громадного воинства бесстрашных…»
«Архимандрит Наум обладал даром рассуждения и прозорливости», -- пишет игумения Миропия (Юрченкова). – «Сила духа его была такова, что всё ему бывало открыто. Он нас наставлял, как молиться за других людей, в том числе и за врагов, читать акафисты. Всегда старался очистить нас от всех грехов, даже которые мы забыли. Оглядываясь на прожитые годы, могу с уверенностью засвидетельствовать, что большая часть предпринятых мной трудов и начинаний обрели успешное завершение благодаря мудрому руководству моего духовного отца старца Наума».
Монах Амфилохий (Буряков) вспоминает, как о. Наум протянул ему славянское «Добротолюбие» и сказал: «Вот тебе наставник, в ней всё необходимое. Надо учить славянский, вот и разбирайте её, учите…»
Иеродиакон Макарий (Щёткин): «Архимандрит Наум — великий русский старец с благодатными дарами Святого Духа — духовного руководства и старчества».
Иеродиакон Кирилл (Руденко): «Дедушка (так ласково называли о. Наума его духовные чада. – Сост.) меня благословляет, — и сразу у меня внутри водворяется мир. Это явное для меня было чудо. Потому что старец молился обо мне».
Иеромонах Наум (Ерещенко): «Во время исповеди был удивлён, что отец Наум сам перечислил и напомнил мои забытые грехи — как хирург, аккуратно и ненавязчиво, он очистил мою душу, как любящий отец, охватил мою душу радушной своей улыбкой. И вот тут он стал родным по духу человеком — Дедушкой, как его называли отцы и братия…».
Монахиня N в очерке «Перевернул всю мою жизнь…» вспоминала: «Я стала ходить к батюшке, и всё в моей жизни стало меняться. Меня как бы покрывали его молитвы».
Матушка Татьяна, жена священника Виталия (республика Мордовия), рассказала о том, как стала свидетельницей силы молитвенного заступничества перед Богом отца Наума. Женщина была возвращена к жизни ради принесения достойных плодов покаяния. (А как известно, покаяние батюшка считал самым важным делом в жизни христианина).
Н. В. Зуйков свидетельствует: «Если бы я не стал тем, кем сделал меня батюшка, я бы никем не стал… Батюшка вытаскивал тебя из твоей заячьей шкуры и превращал в человека… А самое главное ощущение от общения с ним — это непрестанное вопрошание, поиск воли Божией на каждый случай, на каждый вопрос, который приносили ему… Всему, чем я сейчас живу, научился я в его келье, которая была для меня и яслями, и детским садом, и школой, и университетом».
Поделиться всеми впечатлениями тех, кто был рядом с батюшкой, к сожалению, невозможно ввиду объема материала. Поэтому отсылаем к самой книге «Молитвами его живем». Там осталось еще много интересного.
Например, для всех будут ценны проповеди духоносного лаврского старца. В них сила духа, вера и любовь. Это и удивительно современная проповедь «Примеры родителям о благочестивом воспитании детей», и проникновенное «Слово на акафисте Божией Матери», а также выдержки из прекрасной книги игумении Евпраксии (Инбер) «Дарим тебе дыхание» с теплыми словами автора: «Самым чудесным был сам Батюшка». В сборнике приведены и отрывки из книги «Крестный путь игумена Бориса (Храмцова)», одного из верных чад о. Наума, и Житие афонского старца иеросхимонаха Парфения (Гвоздева), которого отец Наум очень уважал.
Наш небольшой очерк заканчивается. Наша задача была показать в нем образ о. Наума, великого молитвенника, тем, кто не знал о старце во время его земной жизни, завершившейся 13 октября 2017 г. Жизни, ушедшей в Вечность, туда, где духовный отец ждёт своих чад. И молится обо всех нас.
Благодарим всех, кто работал над составлением и изданием этой книги и особенно: иеромонаха Нектария, иеродиакона Корнилия, иеродиакона Макария, монахиню Анну, монахиню Марию, Николая, Евгения, Татиану, Нину, + Наталию, Елену, Анну, Алексея, Андрея.
В своих молитвах о. Наум просил не только за приходящих к нему, но и за весь народ Божий, просил устроить жизнь каждого по Богу, и тут смелость и дар провидца действительно творили чудеса… А мы живем его молитвами…
Главный плод, принесенный о. Наумом — это собственный пример дорогого Батюшки, который был перед нашими глазами. Он связан с самоотвержением, непрерывным молитвенным подвигом. Это пример неукоснительной твёрдости в соблюдении богослужебного устава, церковных канонов и монашеских правил.
Да поможет нам всем Господь и Матерь Божия молитвами нашего духовного отца архимандрита Наума.
Молитвами его живем.