Проповеди в 2 т.: Т.I

Автор: игумен Максим (Рыжов) Все новинки

По страницам дневника

  • Автор обзора: Ирина Родионова
  • Книга: Страницы врачебного дневника
  • Автор книги: Авдеев Дмитрий

Авдеев Д. Страницы врачебного дневника.
М.: Благовест, 2020. – 160 с.


Тело, будучи сложено из многих, притом
неодинаковых частей, которые и сами составлены
из четырёх стихий, когда занеможет, имеет 
нужду в разных врачевствах, и притом
составленных из разных трав. А душа, напротив,
будучи невещественна, проста и несложна, когда
занеможет, одно врачевство врачует её – 
Дух Святой, благодать Господа Иисуса Христа.

Святой Симеон Новый богослов

Издательство «Благовест» опубликовало новую книгу известного московского врача-психиатра, психотерапевта, кандидата медицинских наук, директора Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, члена Союза писателей России Дмитрия Александровича Авдеева.

Хотя книга начинается с краткого представления автора, он хорошо знаком православному читателю, поскольку за тридцатилетний период медицинской практики написал много статей и книг, посвящённых православной психотерапии. Д.А. Авдеев награждён Правлением Союза писателей России медалями А.П. Чехова и М.Ю. Лермонтова за вклад в духовное совершенствование нации, а Международным Царским фондом – медалью «Тако да просветится свет ваш пред человеки...» II степени. Он также является дипломантом литературного конкурса «Русь Православная», лауреатом VIII Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» имени академика РАМН Т.Б. Дмитриевой.

Дмитрий Александрович Авдеев с 1991 года работает в направлении формирования христианского отношения к психическим заболеваниям, разработки модели православной психотерапии. В книге «Христианская психология в контексте научного мировоззрения» доктор психологических наук Б.С. Братусь писал: «Когда после развала СССР в начале 90-х годов прошлого века стали появляться первые семинары и публикации по христианской психологии, они вызывали порой весьма негативную реакцию со стороны учёного сообщества (от недоумения до прямого отрицания самой возможности этого направления в психологической науке). Настороженным оказалось и отношение многих представителей Церкви, отрицавших возможность применения каких-либо "психологических нововведений"».

Сейчас же, спустя десятилетия, можно констатировать успешное и активное развитие психотерапевтического направления (плодотворно работают московская, питерская школы христианской психологии), мировоззренчески основанного на вероучении Православной Церкви и святоотеческом видении личности человека. В IV веке монах и богослов Евагрий Понтийский был первым, кто определил восемь базовых страстей, свойственных человеческой природе (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость), которые имеют также и «подстрасти». Оказалось, что инструменты, данные монахом-аскетом, не устарели, и нам сейчас нужно научиться ими пользоваться.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, в частности сказано: «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной повреждённости человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни её организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием, либо ставшие следствием поработивших человека страстей».

Представляемая вниманию читателей книга являет собой выдержки из врачебного дневника. В обращении «От автора» сказано: «В этом дневнике приведены некоторые поучительные, на мой взгляд, случаи из практики. <…> Какие-то истории можно без преувеличения назвать чудесными. Они произошли с людьми по вере и благодати Божией. <…> Книга написана простым языком с тем, чтобы человек, далёкий от медицины и психологии, не встретил бы препятствий при чтении».

Таким образом, книга «Страницы врачебного дневника» – не научный трактат, а повествование о реальных случаях из практики, когда в полной мере проявлялась синергия, то есть сотворчество Бога и человека. Конечно, роль психолога важна, но он в первую очередь направляет пациента, а основную часть работы человек должен делать сам. Бог всегда уважает свободу человека. Святитель Кирилл Иерусалимский в IV веке писал: «Дело Бога – предложить Свою благодать, дело человека – принять и хранить эту благодать».

В представляемой книге есть замечательный раздел «Духовные лекарства», содержащий как рекомендации Отцов Церкви, так и высказывания наших соотечественников (Оптинских старцев, святителя Игнатия (Брянчанинова), игумена Никона (Воробьёва) и других) о болезнях и христианском отношении к ним. Вразумляюще звучат слова преподобного Иоанна Лествичника: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».

Интересно высказывание современного российского православного психолога Наталии Ининой: «Религия показывает высокое предназначение человека, то, к чему надо стремиться. А психология – это проводник, знающий про "оползни", "лавины", "камнепады". Её задача – помочь личности справляться с тем, что мешает подниматься».

И вот этому сложному движению посвящена книга Д. Авдеева, напоминающего, что многие болезни – результат губительного действия греха на душу человека и приводящего примеры из более чем тридцатилетней врачебной деятельности. Выразительны названия разделов книги: «Чудесная помощь святой великомученицы Варвары», «Болезнь во спасение», «Сторонитесь тьмы», «Зависимость от социальных сетей», «Береги честь смолоду», «Страсть как болезнь души и другие.

Издание допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви. Книга, убедительно рассказывающая о духовных причинах болезней, предлагающая рекомендации, основанные на православном понимании недугов, может представлять интерес для широкого круга читателей.